Рефераты. Политические представления древних греков

В этот период быстро развивается сельское хозяйство особенно виноградарство и маслиноводство, семимильными шагами развиваются ремесла. Греческие металлурги разработали технологию обработки железа, стали широко применять его для изготовления оружия и орудий труда. Процветающей отраслью производства становится изготовление разнообразных керамических изделий: парадной и повседневной посуды, светильников, черепицы для кровли домов и общественных зданий. Важное значение приобретает кораблестроение, без которого было неосуществимо развитие торговли. Во вновь основанные колонии везли вино, оливковое масло, керамику, металлические изделия, оружие, а получали в обмен металлы, лес, кожи, хлеб, рабов. Для того, чтобы облегчить расчеты при обмене товаров, была изобретена монета. Постепенное распространение монет, укрепляющиеся торговые связи между различными полисами, а также с окружающей варварской периферией свидетельствовали о проникновении товарного производства в греческую экономику.

Развитие ремесел и сосредоточение их в главном центре полиса, постепенно расширяющееся производство на рынок, установление активных торговых связей - все это способствовало основанию и бурному развитию городов не только как административных и религиозных, но и как торгово-ремесленных центров.

Ускоренное развитие греческой экономики в VIII-VI вв. до н.э., включение всех слоев населения в те или иные отрасли производства создавали условия для формирования разных классов и социальных групп со своими экономическими и политическими интересами. Если в полисах с активным развитием ремесел и торговли процесс классовой дифференциации и изживания пережитков родовых отношений шел довольно быстро (в Коринфе, Милеете, Мегарах и др.), то в полисах с преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием товарных отношений он был заторможен, а родовые пережитки продолжали играть важную роль вплоть до V в. до н.э.

Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII-VI вв. до н.э. происходило постепенно, в два этапа. Первый этап (VIII - первая половина VII в. до н.э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. Родовая знать захватила большую часть земельного фонда и для его обработки использовала как рабский труд, так и труд своих обедневших сородичей. Для их закабаления стал использоваться механизм самого жесткого ростовщичества: выдача ссуд под очень высокие проценты (ограничений не было). Яркая картина социального расслоения, возрастания могущества и богатства знати, забывшей законы справедливости, содержится в поэме Гесиода «Труды и дни». Работающие на аристократа-сородича в его поместье или арендующие у него на кабальных условиях участки земли, составляли основные социальные слои греческого общества.

С середины VII в. до н.э. начинается второй этап становления классовых отношений. Он был обусловлен интенсификацией экономического развития, успехами ремесленного производства и торговли, укреплением возникающих городов. Все эти процессы привели к

росту удельного веса торгово-ремесленных слоев греческих полисов. Развитие ремесленных мастерских, работающих на рынок, потребовало увеличение доли рабского труда. Военно-землевладельческая знать с опаской смотрела на бурное развитие ремесленного производства, размах торговых операций, рост городского населения. Опираясь на богатство и механизм традиций аристократия захватила органы политической власти в рождающихся полисах, умело приспосабливая институты родового управления (народное собрание, совет старейшин) к новым нуждам.

Иное положение было у рядовых земледельцев, частично свободных, частично попавших в кабальную зависимость от земельной аристократии. Они с трудом сводили концы с концами, страдая от свирепого долгового права, попадали в зависимость от крупных землевладельцев, пополняя ряды кабальных должников. Эта часть населения, численно преобладавшая в греческом обществе, была заинтересована прежде всего в создании гарантий своего существования: земельного участка, достаточного для пропитания семьи, личной свободы и возможности участия в политической жизни полиса. Греческие землевладельцы требовали смягчения жесткого долгового права, законодательной фиксации своих гражданских прав, отмены долгового рабства, создания таких органов управления, в которых они могли бы принимать участие. Естественно, эти требования можно было провести в жизнь лишь сломив яростное сопротивление правящей аристократии.

Торгово-ремесленные слои греческих полисов состояли из самых разных элементов. В их состав входили представители аристократии, оценившей значение ремесел и торговли и для полиса, и для своего собственного обогащения, горожане, хотя и владеющие приличными участками земли, но свои основные интересы видевшие в содержании ремесленных мастерских, торговых кораблей. Наконец к этой прослойке принадлежали простые ремесленники, живущие трудом своих рук, мелкие торговцы, матросы и гребцы, грузчики и строители, которые могли иметь крошечный земельный надел, а могли и потерять совсем связь с землей.

Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с различными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновениям, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества. Т.е. выражаясь марксистко-ленинскими терминами, назревала революционная ситуация.

Для наведения порядка и недопущения хаоса требовалось ввести общепринятые правила общежития различных слоев общества. Естественно, такие правила продиктованные временем должны были быть достаточно жесткими, чтобы исполняться. Законодательство Драконта 621 г. до н.э. (почему-то называемое драконовским, наверно по ассоциации с ужасным чудовищем) отменяло древнее право кровной мести, вводило новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы формировали право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания - смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая даже жесткая охрана частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя. В целом это отвечало интересам рядовых граждан и ограничивало привилегии знати.

На рубеже VII-VI вв. до н.э. в Афинах началась смута. Народ больше не хотел страдать от тяжести долгов и мириться с долговым рабством. В разгар смуты в 594 г. до н.э. архонтом-примирителем был выбран прославившийся мудростью и справедливостью Солон. Он разбил граждан на четыре разряда, в зависимости от имущественного ценза. Между ними Солон постарался справедливо поделить власть.

Высшим органом, избиравшим должностных лиц и издававшим законы, стало народное собрание (экклесия). Быть избранными на государственные посты могли либо представители первого и второго разрядов, служившие в коннице, либо тяжеловооруженные пехотинцы-зевгиты. Новый государственный орган - гелия (суд присяжных, куда избирались все граждане, включая фетов) контролировала должностных лиц и разбирала

конфликты среди афинян. Солон установил также законы, стимулирующие ремесленно-торговую деятельность, что способствовало обогащению простого населения. Реформы Солона подорвали всесилие аристократии и включили широкие слои населения в управление государством. После реформ Солона в Афинах сложились три группировки: паралии, педиеи и диактрии, отражавшие интересы аристократии, торгово-ремесленных кругов и крестьянства.

Понятно, что аристократы не желали просто так отдавать власть. Ситуация была накалена. Для утверждения основ демократии (совсем как в России в 1991-1993 годах) требовалась «жесткая рука». Таким человеком стал один из руководителей диактриев Писистрат. Воспользовавшись напряженностью в обществе, он в 561 г. до н.э. установил тиранию в Афинах. Чтобы удержаться у власти, проводил активную политику в интересах широких слоев демоса. Политику Писистрата продолжили его сыновья - Гиппий и Гиппарх. Однако тирания вызывала все большее недовольство в Афинах. Гиппарх пал жертвой заговора, а Гиппий в 510 г. до н.э. вынужден был бежать в Персию.

Окончательно демократия утвердилась только после реформ Клисфена (508-500 гг. до н.э.). Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в до н.э.

Если говорить о Греции классического периода, то невозможно упоминание об Афинах без Спарты. Создается впечатление, что эти два греческих полиса-государства были созданы творцом специально для изучения и в назидание человечеству.

Первым государством, возникшем на территории Греции, была Спарта (область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. чел.) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы по которым жили спартанцы, установил в VIII в до н.э. полулегендарный царь Ликург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведала герусия (совет старейшин), состоявшая из 28 чел., избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию входили также два царя - от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание - апелла. Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбирающихся эфоров. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за илотами - порабощенным населением Спарты. Основой законодательства Ликурга стало уничтожение самой большой опасности для любого государства - богатства и бедности. Для этого он объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды.

Царь Ликург запретил также хождение золотых и серебряных монет, оставив только железные оболы, для которых в случае какой-либо покупки требовалась телега. Спартанцы носили также украшения из железа. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство и взятки. Для укрепления воинской дружбы Ликург учредил также совместные трапезы - сесситии, во время которых спартанцы ели простые кушания, предписанные законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.