Рефераты. Политические представления древних греков

Политические представления древних греков

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дальневосточный юридический институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Культурология

Тема: Политические представления древних греков

выполнил студент з/о Ю(у)

специальность юриспруденция

Юняев Аркадий Евгеньевич

Проверил(а)________________

Охотск

2007

Содержание:

1. Введение

2. Полис как форма государственной организации древних греков

3. Утопия об идеальном государстве Платона

4. Причины кризиса полисной системы Древней Греции

5. Заключение

1. Введение

Полисный этап древнегреческой истории начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев. Этот этап в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI-IX вв. до н.э.), - родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V-IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Именно третий период всегда представлял интерес для исследования историков, литераторов, юристов, искусствоведов и прочих гуманитариев увлекающихся античной историей. Мало того поражает, что при изучении полисного периода древней Греции начинаешь наиболее ярко и глубоко понимать процессы, происходящие в современном обществе в политике и культуре, как нашей страны, так и всего мирового сообщества.

Изучая, все три вопроса темы политических представлений древних греков автор данного реферата преднамеренно не изучал работы ученых мужей или рефераты на подобную тему, чтобы иметь возможность выразить самостоятельные суждения по этой теме не засоренные общепринятыми ортодоксальными взглядами и понятиями. Написанию данной работы способствовало внимательное изучение истории Древней Греции в современной концепции, а также литературных и исторических трактатов античных авторов. Поэтому прошу проверяющих быть снисходительными к некоторым высказываниям не совпадающими с общепринятыми на данную тему.

2. Полис как форма государственной организации древних греков

Почему предполисный период мы называем «Гомеровским»? Вероятнее всего от того, что информацию о состоянии греческого общества и царящих в нем взаимоотношениях в этот период мы можем получить в знаменитых произведениях Гомера - «Илиада» и «Одиссея». В экономике здесь безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого являются земледелие и скотоводство. Об этом мы узнаем из описания поэтом сцены пахоты и жатвы, изображенные Гефестом, богом кузнечного ремесла, на щите Ахилла, а из описания сада царя феаков Алкиноя в «Одиссее» выясняется, что греки занимались в этот период виноградарством и садоводством. Чрезвычайно важную роль в экономике играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства. Так, Одиссей считается «первым среди героев Итаки и близлежащего материка», потому что ему принадлежит 12 стад крупного рогатого скота и соответствующее количество коз, овец, свиней. Скот использовался как меновая единица, поскольку настоящих денег гомеровское общество еще не знало. Одежда, утварь, орудия труда были примитивными и каждая семья изготовляла их самостоятельно. Ремесленников, которых Гомер называет демиургами (работающими на народ) совсем немного. Они вынуждены перемещаться по поселениям в поисках работы и пропитания. Самыми уважаемыми ремесленниками были конечно кузнецы. Торговля, как таковая отсутствует, греки нужные им чужеземные вещи добывают разбоем и пиратством. Телемах гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей. Не благоустроен даже быт и жилье тогдашней знати. Типично в этом смысле жилище царя Итаки. У входа во «дворец» красуется большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса. Полом в доме служит плотно утоптанная земля. Внутри жилища очень грязно. Стены и потолок покрыты сажей, так как дома топились «по-курному» без дымохода.

В общем, это был не Кносский дворец с его водопроводом и канализацией. Гомеровская Греция была рабовладельческой, причем основными источниками приобретения рабов были разбои и пиратство. В гомеровском лексиконе слово «полис» (город) встречается довольно часто, но отсутствует слово, которое переводилось бы как «деревня». Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции еще не существовало, т.е. в гомеровский период полис был в одно и то же время и городом, и деревней. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаза поэта различают лишь пастушьи хижины да загоны для скота. Вся Греция, таким образом, предстает перед нами в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов. В дальнейшем на протяжении многих столетий эта раздробленность оставалась важнейшей отличительной чертой всей политической истории греческих государств. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. На жителей соседнего полиса смотрели в те времена как на врагов. Их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство. Объединения родов - так называемые филы и фратрии - составляют основу всей политической и военной организации общины. По ним строится общинное ополчение во время похода и сражения, по ним народ сходится на собрания, для обсуждения злободневных вопросов. Человек, не принадлежащий ни к одной фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет защиты от этого общества. Широко практиковался закон кровной мести. Запятнавший себя убийством, должен был бежать в чужую землю, спасаясь от преследования сородичей убитого.

Основной вид богатства, каким в глазах греков гомеровского времени была земля, считался собственностью всей общины. Теоретически каждый общинник имел право на получение надела (клеры), однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Крестьяне, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем наделе, уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков-фетов.

Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят на самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати, которое Гомер именует лучшими (аристой - отсюда аристократия) или добрыми, благородными (агатой), противопоставляя их «скверным» и «низким» рядовым общинникам.

Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины, как во время войны, так и в мирное время. Решающую роль на полях сражений аристократия имела потому, что была хорошо защищена. Лишь только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения (бронзовый шлем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью), так как оружие обходилось очень дорого. У аристократа соответственно было больше времени на различные атлетические и военные упражнения, чем у крестьянина, с утра и до захода солнца занятого тяжелым физическим трудом на своем наделе. Аристократы третировали простых общинников как людей, «ничего не знающих в делах войны и совета». В присутствии знати «мужи из народа» (демос) должны были сохранять почтительное безмолвие, прислушиваясь к тому, что скажут «лучшие люди», так как считалось, что по своим умственным способностям они не могут здраво судить о важных «государственных» делах. Описываемое Гомером греческое общество было еще очень далеко от подлинной демократии. Реальная власть сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей знати, которых Гомер называет «басилеями». В толпе их можно было узнать по знакам царского достоинства: скипетру и пурпурной одежде. Они именуются также «зевсорожденными» или «вскормленными Зевсом», что должно указывать на особую благосклонность к ним верховного бога Олимпа. На войне басилеи становились во главе ополчения и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги рядовым ратникам. Во время празднеств басилей совершал жертвоприношения богам и молил их о благе и процветании всей общины. Алчность и жадность этих царьков Гомер изобличает словами ратника Терсита, который своими речами досаждает верховному правителю ахейского воинства Агамемнону.

Исходя, из всей информации предоставленной нам великим поэтом древности, можно с достаточной точностью определить, что греческое общество того времени находилось в состоянии зарождения государственности, классы только начинали появляться, законодательство отсутствовало, но расслоение общества на «бедных» и «богатых» было уже налицо.

В Архаический период VIII-VI вв. до н.э. происходит интенсивное формирование полисов. Полисы формировались не только из родовых общин предшествующего времени, но и зачастую создавались заново путем основания новых поселений - колоний, выводимых из городов Эгейского бассейна на побережье Средиземного и Черного морей. Полисы, как первого, так и второго типа создавали свою внутреннюю структуру на протяжении нескольких столетий, этот процесс завершился в большинстве городов Греции лишь в конце VI в. до н.э.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.