показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Опрос
  • Вы потеряли рабочее место, потому что оно понадобилось соотечественнику, недавно приехавшему из Карабаха и купившему российское гражданство. Вы:

    • Отдаете соотечественнику ключи от квартиры и машины и уезжаете собственноручно поднимать экономику Карабаха. (28%, 34 Голосов)
    • Вступаете в какую-нибудь общественную организацию - все равно заняться теперь нечем... (7%, 8 Голосов)
    • Поджидаете соотечественника с кирпичем в подворотне, чтобы объяснить, что Карабаху очень нужны рабочие руки. (22%, 27 Голосов)
    • Жалуетесь в соответствующие инстанции, чтобы наказали чиновника. (17%, 20 Голосов)
    • Тихо уходите с работы, проклиная продажных российских чиновников. (16%, 19 Голосов)
    • С радостью забрасываете свой российский диплом в чулан и вдохновенно берете в руки метлу: хорошо, что теперь в вашем городе будет жить и работать еще один наш соплеменник! (11%, 13 Голосов)

    Всего проголосовало: 121

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Вт
26
Фев
'08

Время собирать камни: о чем говорят надгробные плиты?

/Маштоц/ Новые страницы в истории армянской диаспоры Кубани

yaili_01.jpg

3 февраля в пятнадцати километрах от поселка Новомихайловский в местечке Подхребтовом, именуемом местными жителями Яйлигех (село Яйли Туапсинского района) по инициативе МО САР Горячеключевского района на старом армянском кладбище был установлен памятный крест.
В мероприятии приняли участие председатель Регионального отделения САР Размик Геворгян, заместитель по Центральному округу РО САР Вячеслав Микаелян, лидеры армянских объединений Туапсинского и Горячеключевского районов, представители армянского духовенства и общественности, пресса.

yaili_02.jpgВо время установки памятного креста, согласно канонам ААЦ, священником армянской церкви г. Майкопа тер-Багратом была проведена церемония освящения кладбища и отслужен молебен по усопшим. По окончании службы состоялся традиционный матах.
Во время импровизированного митинга в своей речи председатель горячеключевского отделения САР Давид Аллахвердов отметил:

«У нас в Горячем Ключе есть памятное место, куда каждый год в определенный день армяне со всего края и других регионов России приезжают, чтобы отдать дань уважения легендарной женщине Аршалуйс и солдатам, павшим в Поднависле во время Великой Отечественной войны. Думаю, и наши соотечественники в Туапсинском районе могли бы организовать аналогичное мероприятие в Подхребтовом, имеющем историческое значение для амшенских армян».

Данную инициативу поддержал и председатель регионального отделения САР Размик Геворгян: «Армянская диаспора Кубани, имеющая богатую и уходящую корнями в глубину веков связь с регионом, сегодня как никогда нуждается в сохранении своего прошлого, в глубоком осмыслении своей роли и места в общественной жизни края.
Мы должны собирать и бережно сохранять все то, что связано с прошлым. Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить наших соотечественников, когда-то живших в этих живописнейших местах, сделавших немало для того, чтобы культивировать эту землю и создать благоприятные условия для будущих поколений.
К сожалению, сложилось так, что в советские годы, жители Подхребтового были переселены в поселок Новомихайловский, в результате чего опустело село и, как следствие, были заброшены армянские кладбища. Пришло время собирать камни. Думаю, что молодое поколение должно ухаживать за этими местами, почувствовать свою связь с прошлым. А если Туапсинское отделение САР решит организовать здесь ежегодный сбор соотечественников, то мы всячески будем содействовать этому».
Участники мероприятия также обсудили вопросы, связанные с благоустройством кладбища и приняли решение довести начатое дело до логического завершения.

Исторический анализ

Исходя из сохранившихся надписей и дат, указанных на надгробных плитах кладбищ в Подхребтовом, хронологические рамки появления в этих местах амшенских армян сдвигаются к концу XVIII - началу XIX века.
Не претендуя на историческую сенсационность, мы попытаемся дать анализ сложившихся разночтений.
Известно, утверждения о том, что амшенские армяне появляются в данном районе, начиная с 60-х гг. XIX века, служит легенда о времени переселения некоего Карабета Кешабяна, основателя армянского поселения Тенгинка, чему есть и письменные свидетельства, хранящиеся в Матенадаране.
Но следует ли привязываться к данной дате и к конкретной личности?
На наш взгляд, нет.
Известно, что на территории Северо-Западного Кавказа среди черкесов на протяжении нескольких столетий проживало немало армян, именуемых в исторической литературе черкесогаями (черкесскими или горскими армянами). Одним из ключевых родов деятельности этой группы являлась торговля. Имея тесные экономические связи с армянами Крыма, черкесогаи, вели активную торговлю и с купцами из Османской империи, среди которых было не мало выходцев из Амшена. Торговый оборот осуществлялся двумя способами наземным и водным транспортом.
Известно, что в те времена, чтобы произвести торговый обмен, требовалось немало времени. Следовательно, все те дни, когда заключалась торговая сделка (сделки) необходимо было где-то переждать, пополнить провиант, починить транспорт... На Востоке для этих целей создавались караван-сараи. Были ли таковые в регионе? По всей видимости, да. Но, возможно, купцы останавливались друг у друга в домах, а такая вероятность в нашем случае достаточно высока, так как и черкесогаи и амшенцы были связаны общими узами этничности – и те и другие были армянами. Можно, конечно, и дальше развивать эту тему, но для себя мы выяснили одно: армяне Амшена не только были знакомы с представителями народностей, проживающих на Черноморском побережье Кавказа, но и достаточно хорошо знали географические, климатические условия региона.
О чем же нам говорят надгробные плиты Яйли (Подхребтового)?
В Подхребтовом нами было обследовано два армянских кладбища, находящихся на расстоянии 500 метров друг от друга. Из прочитывающихся надписей нам удалось выяснить, что наиболее ранние захоронения здесь осуществлялись не позднее 1809 года. Однако, по словам местных жителей, потомков яйлинцев, они встречали надгробия датируемые концом XVIII века. Примечательно и то, что на двух надгробных плитах, как на первом кладбище, так и на втором, датируемых 1809 годом, присутствуют надписи на армянском языке обозначающих фамилии погребенных – Макул (Магулян). Помимо вышеназванной фамилии мы смогли также прочесть еще одну – Яйлян.
Со слов местных жителей нам также удалось выяснить, что на первом кладбище была деревянная армянская церковь (нами был обнаружен каменный фундамент), а на втором находилась небольшая часовня. Из чего мы можем сделать предположение, что селение Яйли по своему численному составу было достаточно большим по тем временам.
Откуда, когда и почему переселились армяне в эти места - эти вопросы мы оставляем открытыми. Нет смысла делать несвоевременные выводы. Данный анализ не имеет заключительной части, так как для этого требуется дополнительные исследования. Вынося этот вопрос на всеобщее рассмотрение, мы надеемся получить конструктивные дебаты и споры ученых, краеведов, жителей региона, ибо только в изучении прошлого сможем найти ответы на многие вопросы, возникающие перед обществом, выработать реальные шаги по гармоничному развитию институтов добрососедства, а, следовательно, понять друг друга и сформировать единое гражданское сообщество.
Для меня, как для исследователя, очевидно одно, армянские кладбища Подхребтового помогут раскрыть для нас новые страницы в истории армянской диаспоры Кубани.
//Мгер СИМОНЯН, к.и.н.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.