Рефераты. Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России
Исходя из существующего перекоса в
понимании функций, обязанностей и прогнозируемых результатов деятельности
отдела происходит умаление роли маркетинга на предприятии и снижение статуса
специалистов-маркетологов. Дальнейшим итогом развития событий является все
большая неопределенность в развития компании и перспективе развития каждого из
направлений фирмы, то есть отсутствие четко проработанной маркетинговой
стратегии организации. Однако причины появления данной проблемы таятся намного
глубже, чем можно предполагать с первого взгляда. Эта проблема рождается из
следующих факторов:
1.
Информационная
закрытость, свойственная практически всем российским компаниям. Связано это,
прежде всего, с отсутствием четких позиций у Правительства страны,
непроработанностью налогового законодательства, нестабильностью банковской
системы. Несмотря на то, что во внешней среде прослеживается тенденция к
стабильности, российский бизнес еще не готов стать информационно открытым по
отношению и к управлению, и финансовым показателям. Только после того, как
изменится психология работающих на предприятиях людей и отступит страх перед
кризисами, этот фактор, как одна из причин неприятия руководством службы
маркетинга, отомрет.
2.
Следующий
фактор связан с тем, что руководители многих организаций считают маркетинг в
компании затратным подразделением, оттягивающим на себя значительное количество
его ресурсов. Это происходит не потому, что эти руководители плохо учились или
их плохо учили маркетингу. И даже не потому, что специалисты по маркетингу в
нашей стране не тем занимаются. А потому, что маркетологи, руководители
компаний и собственники (инвесторы) имеют разную мотивацию, а значит, и разговаривают
на "разных языках". Маркетологи ориентированы на долгосрочную
перспективу роста и процветания предприятия, увеличение его доходов. В их
задачу входит исследование рынка и определение тенденций спроса на ближайшие
7-10 лет. Решение такой задачи требует инвестиций в разработки и исследования,
новые технологии производства и продвижения. Обоснованием для затрат служит
получение конкурентных преимуществ компании и лояльность покупателей. Целью
руководителя предприятия является повышение благосостояния акционеров
(собственников). Конечно, увеличение доходов не противоречит данной цели,
однако руководитель оперирует финансовыми понятиями: объем реализации, объем
производства, затраты, прибыль. И такие показатели, как осведомленность о
компании, конкурентные преимущества или доля рынка, изучаемые маркетологами,
никоим образом не соприкасаются с финансовыми представлениями руководства о
деятельности компании. Немалую роль играет и прямая зависимость доходов первого
лица фирмы от полученной прибыли (а не от занимаемой доли рынка и конкурентных
преимуществ). Поэтому любая попытка маркетолога инвестировать денежные средства
в разработку маркетинговой стратегии руководством расценивается как затраты,
уменьшающие прибыль компании текущего года, что означает уменьшение суммы
дивидендов и его собственного дохода.
3.
Следующая
составляющая неуспеха маркетинга на предприятии заключается в том, что
маркетологи не оперируют на сегодняшний день такими понятиями и показателями,
которые бы свидетельствовали о выгодности вложений, и которые убедили бы
менеджмент в их финансовой целесообразности. Поскольку отсутствует связующее
звено между предложениями маркетологов по развитию фирмы в целом и его
отдельных бизнес-единиц и теми финансовыми результатами, которые будут получены
после реализации маркетинговых мероприятий, то нет и взаимопонимания между
руководством и маркетинговой службой и нет реальных действий по укреплению этой
службы на предприятии. Следствием является снижение статуса маркетолога в
компании или вообще ликвидация таких подразделений.
Исходя из изложенного, можно сделать
следующее заключение: маркетологи должны научиться обосновывать свои
предложения, используя финансовые термины и показатели экономической отдачи.
Эти показатели должны дополнять их маркетинговые стратегии - векторы развития
компании и отдельных бизнес-направлений и стать инструментом для принятия
стратегических решений менеджмента предприятия. Эта часть стратегического плана
должна содержать прогноз спроса на ближайшие 3-5 лет в показателях потока
денежных средств, прогнозный отчет о движении денежных средств и отчет о
прибылях и убытках.
Московский завод «Резинотехника» был акционирован 30 октября 2001г. и
преобразован в акционерное общество открытого типа «Московский завод
«Резинотехника». Уставный капитал общества объявлен в размере 226359,2
тыс. рублей. Он представляет собой оценку имущества завода по остаточной
стоимости на 2001г., хотя реальная рыночная стоимость этого имущества даже
тогда во много раз превышала указанную сумму. Общество выпустило следующие виды
акций:
а) обыкновенные - 273037 шт., или 96,5% от общего числа;
б) привилегированные - 9912 шт., или 3,5% от общего числа.
Номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций составляет
800 рублей. Объявленные акции размещены среди акционеров. Из табл. 1.1. видно,
что самым крупным акционером является Российская федерация в лице Российского
фонда федерального имущества, владеющего практически блокировочным пакетом в
размере 23,5% от уставного капитала общества. Однако, наибольшая доля в
уставном капитале в настоящее время принадлежит непосредственно трудовому
коллективу - 44,3%; акции размещены среди 3,5 тысяч работающих в обществе
акционеров. В 2004г. выплачены дивиденды по результатам работы за 2003г. из
расчета 10 рублей на одну обыкновенную и привилегированную акцию. Общая сумма
дивидендов на 2003г. составила 2829490 рублей. По акциям, принадлежащим
государству было выплачено 665020 рублей. По итогам работы за третий квартал
2004г. общество производило выплату промежуточных дивидендов в размере 2829490
рублей (по 10 рублей на одну обыкновенную и привилегированную акцию). По
акциям, принадлежащим государству, было выплачено 665020 рублей.
Таблица 1.1
Структура корпоративного капитала ОАО «Московский
завод «Резинотехника»
Акционеры
Количество
обыкновенных акций, шт.
Количество
привилегированных акций, шт.
Номинальная
стоимость акций, руб.
Удельный вес,
%
Российская
Федерация в лице Российского фонда федерального имущества
56590
9912
53201600
23,5
Акционеры -
работники общества
125352
0
100281600
44,3
Акционеры, не
являющиеся работниками
91095
0
72876000
32,2
Всего акций
273037
9912
226359200
100