Рефераты. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами, банками и внебюджетными фондами

При всей очевидной правомерности обеих классификации вопрос этот не столь прост, поскольку проистекает из самой сущности нало­гов, а потому является предметом исследования фундаментальной тео­рии финансов.

(Современная налоговая система — это сложный механизм, кото­рый в современной России имеет характерные особенности:

·        высокий удельный вес косвенных налогов;

·        явный акцент в распределении тяжести налогового бремени между гражданами и фирмами в сторону последних;

·        наличие разветвленной государственной налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с парал­лельным выполнением налоговых функций двумя другими федеральными ведомствами: органами налоговой полиции и орга­нами Государственного таможенного комитета РФ;

·        обязательность постановки всех налогоплательщиков на учете в налоговых органах. На практике это означает, что расчетные и дру­гие счета в банках могут отрываться фирме только после поста­новки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об открываемых счетах;

·        наличие жестких карательных мер за нарушение налогового зако­нодательства — от принудительного взыскания с фирмы-виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;

·        действие режима приоритетной очередности налоговых платежей;

·        громоздкость и крайняя изменчивость налогового законодательства. При этом следует иметь в виду, что изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же. В международ­ной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пере­считывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вы­честь из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 бу­дущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.

Современная отечественная налоговая система по форме (назва­нию и количеству налогов) мало чем отличается от налоговых систем большинства стран Запада. Однако в содержании отдельных налогов, характере стимулирующей функции налоговой системы у России в сравнении с теми же странами мало общего.

Стимулирование подъема и развития приоритетных направлений экономики через налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период пре­одоления депрессии 30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее современная налоговая система России, к сожа­лению, подобными качествами не обладает и не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

Отечественная налоговая система аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем: Америки и континентальной Европы. В аме­риканской налоговой системе акцент сделан на подоходном принципе налогообложения, в европейской — на обложении оборота в форме налога на добавленную стоимость. В российской налоговой системе присутствуют оба акцента, что и позволяет ее характеризовать как чрез­мерно жесткую, направленную лишь на разрешение проблем дефици­та государственного бюджета. В таких условиях говорить о стимули­рующей функции налоговой системы по меньшей мере неуместно.

Современная налоговая система России не соответствует общепринятым требованиям теории налогообложения, что особенно наглядно проявляется в косвенных налогах.

Теоретически базой обложения налогом на добавленную стоимость является вновь созданная стоимость фирмы. В современной России базой для начисления налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата как реальные элементы вновь со­зданной стоимости, но и амортизационные отчисления.

Изъятие части амортизации через НДС вместо стимулирования подавляет инвести­ционную активность фирм в условиях общего спада в экономике. Кроме того, в состав налогоблагаемой базы для исчисления НДС включают­ся акцизы, сумма таможенных пошлин, которые элементами вновь созданной стоимости также не являются. Вследствие этого НДС теряет свое теоретическое содержание, превращаясь на практике в налог с продаж, увеличивающий цену товара.

Возможно, с выходом Налогового кодекса РФ специфические чер­ты отечественной налоговой системы станут не столь актуальны; ожида­ется ослабление налогового бремени для фирм, сокращение количества налогов.

Несмотря на очевидную агрессивность государственной налоговой политики в России, фирмы при умелом использовании рассмотрен­ных выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми ор­ганами могут вполне успешно функционировать в современных усло­виях. Важно всегда помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.


2. Взаимоотношения фирмы с банками

В современной России осуществление любой фирмой своей осно­вополагающей финансовой функции — обслуживание платежей и рас­четов — невозможно без участия коммерческих банков. Даже элемен­тарные финансовые трансакции по осуществлению движения налич­ных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения по­вышения степени надежности перемещения денежных средств в лю­бой форме между субъектами экономических отношений такой поря­док в известной мере оправдан.

С появлением банков как специальных институтов профессиональ­ного управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию — обслуживание платежей и расчетов.

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выбо­ре обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.    

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:

·        знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в кото­рой она функционирует;     

·        способность давать полезные деловые рекомендации;

·        предложение различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

·        закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;

·        удобное для фирмы месторасположение банка;  обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;

·        стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;

·        широкий спектр банковских услуг.

Расширение самостоятельности отечественных фирм при соверше­нии внешнеэкономических операций существенно повысило требова­ния к банкам, обслуживающим эти операции. Если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслу­живающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует прове­рить наличие у него генеральной лицензии на ведение валютных опе­раций, которую выдает Центральный банк РФ (далее — Банк России). Сегодня в россии около 300 коммерческих банков имеют генеральную лицензию, немногим более 800 — валютную лицензию, т. е. на закон­ных основаниях обслуживать валютные трансакции фирм способны менее половины всех российских коммерческих банков. Очень важ­ное значение имеет коммуникационная система, используемая бан­ком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ — Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) — значительно повышает качество и скорость рас­четов.

Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном условии — достаточной надежности банка. Оценка фирмой наде­жности банка в современных отечественных условиях — задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесооб­разности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое».

Следовательно, выбор надежного банка — это в конечном счете проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов само­стоятельной оценки надежности банка, его рейтинга. С этой целью приводится одна из таких методик, которая дает неко­торое представление об этом предмете.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.