6 Информационные процессы в организации и ф з о.
Условно выделяют следующие группы инф-ых процессов: 1)проц., связ. С принятием упр-их решений и их обоснованием; 2) пр., св. с доведением упр-ого решения до конкретных исполнителей; 3) контроль за исполнением упр-ого решения. Обе группы процессов присутствуют в орг. Одновременно, дополняют др. др., оказывают др. на др. взаимное влияние.
7 Классификация зависимостей. Сущность зависимости как понятия. В ТО наиб распр получила класс-я зак-в, к-ые основываются на хар-ках зав-тей, лежащих в их основе. Н-р, если зав-ть, леж в основе закона, носит объект-й хар-р, то и закон явл таковым. Кроме того по форме своего закрепления зав-ть может носить формальный или неформ хар-р. ФЗ закреплена теми или иными прав-и актами. НФЗ осозн-ся людьми несознательно. Зав-ти, леж в основе законов могут носить общий или частный хар-р, краткосрочный или долгосрочный. =>, врем-е или постоянные по своему воздействию, моральные или аморальные. Мор. – на основе признания сущ-их в общ-ве признаков морали и этики. Ам. – на основе отрицания. Мор и Ам зав-ти воздейст-т на деят-ть орг-ии через их осознание в рамках тех или иных религии-х форм. Зав могут носить детерминир-ый или вероятностный хар-р. Воздействие детерми-х зав-тей можно предугадать, т е хар-р их воздействия постоянен. А вероятностные зав меняют свой хар-р в зав-ти от изм-я условий, в к-ых они функц-ют.. Суть-хар-ка зав-ти переностся на закон вцелом.
8. Условия необходимые для перерастания зависимостей в закон. В отличие от законов орг-ии з-ны для орг признаются таковыми через авторитет гос власти. Т.О., для субъективных з-ов основ-м усл-м перерастания зав-ти в з-н явл закрепление зав-ти в том или ином правовом акте. Помимо того, что объективные з-ны должны явл основой правового поля в орг-ии, они со временем могут приобретать форму норм-ых актов, формальных по своей сути. Т е нефор-я по хар зав может с течением «t» приобретать форм хар через закреп-е её тех или иных норм-х докум-в. В этом случае она уже не будет связана с привычками и опытом деят-ти, а будет восприниматься как прав-й или нормат-й акт. Это значит, что рук-ль должен не только учитывать объект-ые зак-ти, леж в основе орг, но и наблюдать за теми зак-ми, к-ые формир-ся внутри его орг-ии. Если таковые носят пол-ный хар-р – закреплять их формально.
9, 10 Законы орг. и для неё, сущность и классификация Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон». Закон – это зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах (Конституция, законы, подзаконные акты, уставы и т.д.); является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых. Объективные законы носят название законов организации, а субъективные законы – законов для организации. Закономерность является частью закона. З-н или законом--ть с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Т.о., закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия – это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности. Орг-я всегда испытывает 2 воздействия – первое со стороны закона, второе со стороны руководителя Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенное – это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы. Законы организации образуют теоретический фундамент. Они способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать опыт. Законы организации по важности разделяются на два уровня. К первому относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития. Ко второму – менее важные законы: закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации. З-н оказывает своё влияние, к-ое может носить как +,так и – хар на деят орг-ии. Т. О, объективные и универсальные з-ны орг-ии воздействуют на её деят-ть вне зав-ти воли и желания людей и даже в том случае, если эти з-ны не осознаются ни рук-вом, ни персоналом орг.
11 Потенциал организации
Потенциал- ресурсы, ср-ва и возмож-и, к-ми орг располагает для достиж. стоящих перед ней целей. В осн. работы п-ла орг как некой с-мы лежит з-н синергии (Для любой с-мы (технич, биол, соц) сущ такой набор ресурсов, при к-ом её п-л всегда будет существенно < или существенно > простой суммы п-лов входящих в него ресурсов). П-л орг. Можно условно разделить на материальный и немат. К мат отн-ся все ср-ва пр-ва и мат-ые ресурсы, задействованные в её деят-ти. К немат-ому п-лу можно отнести: Качество персонала и раб сила, тов. знаки, информ-е технол-и, и др хар-ки, к-ые в балансе пред-тия обычно отмеч-я как немат-ые активы. Несмотря на свой немат-ый хар, такие активы имеют свою ст-ть (ден. Ед.) и поэтому их немат-ый хар не искажает общую сумму п-ла орг-ии. Низ. пот. возник. в случаях некомпетентного подбора кадров, разв-и межлич-х конф-в в коллективе. Выс. пот-л может возник-ь при приеме на работу совместимых квалиф-х раб-в, при совпад-ии целей орг-и с целями подавляющего больш-а раб-в.
12 Общий потенциал организации
П-л любой орг очень разнороден по своему составу, а общий п-л орг может рассматр-ся как + всех вход-х в него п-лов. В случае, если тот или иной п-л орг не может быть оценён в натур-й или стоим-ой форме (н-р, фак. внеш. среды), то под оценкой такого п-ла – финансовые потери или доходы, к-ые орг несёт или используя данный п-л, оценивая не сам п-л, а хар его воздей-я на орг. Поскольку общ. п-л орг разнороден, то знач-е имеют не только клич. Хар-ки ресурсов, но и качество ресурса, соответствие п-ла другим частям п-ла орг-ии, возможность их взаимод-я. Н-р, колич хар-кой раб силы и персонала – среднесписочное колич работников, а кач хар – производ-ть труда, ур-ь образ-я, опыт работы, квалиф-я, состав раб силы по профессиям.
13 Эффект синергии. Сущность и графическая интерпретация Измерение синер. эф. пока не производится. Ряд признаков достижения С. в орг-и: позитив. настроение в колл-ве; сниж-е заболев-и ОРВИ и сер-сосудистыми забол-ми; поддержка колл-ой оплаты труда вместо сдельной; сокращ. технолог-го цикла; частичный отказ от услуг сторонних орг-й; усил-е интереса сотруд-в к повыш-ю профобраз-я; актив-е приобретение акций своей орг.; выработка и поддержка традиций орг.; усиление технолог-й и организац-й дисциплины; усил-е лояльности к своей орг-и и непосред-му рук-ву; развитие благотвор-и; постоянный спрос на товар; Для успеш. реализации З.С.. применяется ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др. З.с.: для любой орг-и сущ-т такой набор эл-в, при кот-м её потенциал всегда будет либо сущест-о < простой суммы потенциалов, вход-х в неё эл-в, либо сущест-о >.
14. Закон синергии. Формулировка и варианты реализации. Формулировка Для люб. сис-ы (техн-й, биол-й или соц-й) сущее-т такой набор ресурсов, при кот-м её пот-ал всегда будет либо сущес-о < прост. + потен-в, вход-х в нее ресур. (персон., компьют.) либо сущ-но >. З.с. может реализ-я в 3 вар-х: 1) рук-ль и подч-е не знают о З.с. . З.с. действует стихийно. Даже при самых благих пожеланиях и позитив. действиях потен-л многих приобрете-х ресур-в может в + дать меньший результат. (попытка использ-я немец. специалистов после 2 М. в.). 2) рук-ль знает о З.с., а раб-ки нет. Рук-ль действ-т грамотно, но раб-ки могут не понимать его дейст-й и не соглаш-я с ними. Вероятен тяж. конфликт, кот-й может свести на нет весь + эффект от технол-ки грамот-х дейст-й и даже вызвать - эффект. Это самый плохой вариант. 3) и рук-ль, и раб. знают о З.с.. Резул-т дейст-я з-а – самый благоприятный. Все вносят вклад в достижение с.
15 Самосохранение как объективный процесс в системе. З.с. – каждая матер-я сис-а (орг-я, семья) стрем-я сохранить себя (выжить) и использует для достиж-я этого весь свой потенциал (ресурс). Примеры объективности З.с. достаточно обширны: борьба за выживание среди биолог-х видов и развитие соц. систем; для соц-экон. конкур-ая борьба.
16 Формулировка и сущность закона самосохранения. Варианты реализации З. с. – каждая матер-ая сис-а (орг-я, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достиж-я этого весь свой потенциал (ресурс). Вар. реализ. 1) рук-ль и раб. не знают о нем, он действует стихийно. Если все хорошо, З.с. никак себя не проявляет. В случ. появ-я проблем повыш-я энер-я ликвид-и. При этом орг-я в лице всего состава начинает сопротивл-ся (наращивать энер. удержания). Чаще всего такое сопротив-е носит спонтанный и кримин-й хар-р. Естеств-е стремл-е быстро нарастить энер-ю удер-я приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам (кредиты) В этом случае происходит дальне-й рост энер. ликвидации; 2) рук-ль знает, а раб-ки нет. В стабильном реж-е все норм-о – рук-ль способен мягко воздейст-ть на ситуац. в нужном направ-и, перс-л не интере-ся проб-й самосохр. и не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещ-и орг-и на неблагопр-е ур. персонал актив-тся – часть люд. увольняется, уменьшая этим потенц. удержания, часть люд. будет подталкивать рук-я к сроч-м спонтанным дей-м для наращ-я эн-и удержания. Это тяжело для ру-я; 3) рук-ль и раб-ки знают о З.с. . Все хорошо.
17 Уровни самосохранения. Параметры влияющие на эти уровни. УР = (У - Л) / У * 100% 1) ((-1000) – (-100)) Орг-ю следует срочно ликвид-ть 2) ((-40) - (-10)) Для старых орг-й уточнить циклы подъема и спада (т.е. имелись ли прецеденты). Общю тенд-я – прин-е реш-я о ликвид-и или реорган-и. Для нов. орг-й – либо лик-я, либо подключ-е нов. источ-в удержания. 3) (0) Для ст. орг-й – это сигнал к прин-ю радик-х решений. Для нов орг-й – это обыч. ситуа-я борьбы за выж-е. 4) 10-20 Норм-я сит-я в услов-х рынка. 5) 100 – 200 Благоприят-ая сит-я в усл-х рынка 6)300-400 Орг-я наход-я в искусс-о льготных усл-ях. Недолго за этим последует неминуемый кризис.7) 500-1000 орг. след-т немедленно ликвидировать При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии: пассивно-индивидуальная. страт. основана на ожидании партнеров и предл-й, на заполнении свободных ниш в деятел-и сторонних орг-й. Внеш. среда сужается до 1-2 партнеров. перспективы непредсказуемы. Пассивно-коллективная. стр-я основ-а на заинтерес-ти гос-ва или какого-либо общ-ва в развитии опред-ой сферы произ-ва товаров, услуг, знаний в какой-либо области. Риск минимален, доходы средние, время деятельности 3-5 лет. Необходимо избегать бездействия. Активно-индивидуальная.– это стр-я постоянного поиска фирмой своей ниши в науке, технологии и инфор-и. активно-коллективная. стр-я предполагает создание рук-ем собственной инфраструктуры под собственную орг-ю (организацию-лидер).
Страницы: 1, 2, 3, 4