САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
РЕФЕРАТ
ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ,
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Научный руководитель: Плотников Владимир Александрович
2003 год
Глава I. Виртуальное предприятие .............................................................. 5
§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления........ 5
§2. Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и недостатки 8
§1. Особенности подхода «предприятие – предприятие»......................... 13
§2. Особенности подхода «предприятие – потребитель»......................... 15
§3. Коротко о других подходах................................................................. 16
§ 1. Взгляд в будущее................................................................................. 18
§2. Российский опыт: www.Dostavka.ru...................................................... 20
XXI век – это информационный век, т. е. век господства автоматизированных информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информационная технология представляет собой технологию, в которой предметом труда является информационный продукт, а орудием труда – средства электронно-вычислительной техники и связи.
Бизнес является одним из наиболее перспективных направлений использования современных технологий. На конференции, организованной Институтом экономической стратегии в апреле 1999 года в Вашингтоне, председатель совета директоров фирмы Intel Энди Гроув так охарактеризовал будущее бизнеса: «Лет через пять каждая компания превратиться в Internet-компанию (виртуальную компанию) либо прекратит свое существование, перестанет быть компанией вообще»[1].
До 1992 года Internet с точки зрения пользователя представлял собой мешанину из разнотипных файлов, для передачи которых использовались сложные команды. И только после рубежа, означенного появлением «Всемирной паутины» - World Wide Web, маркетинговым отделам многих компаний удалось доказать необходимость подключения к Internet.
В результате появления новых сетевых возможностей изменился характер деятельности организаций. Больше нет необходимости собирать людей в одном месте или даже в одной компании для решения задач, связанных с их совместной деятельностью. Новые инструменты и сети дают возможность предоставления информации по мере необходимости, а прикладные системы коллективного пользования дают возможность продуктивно работать пользователям, распределенным в географическом отношении.
В то же время компании изменяют свою структуру информационных технологий, распространяя свои линии связи за пределы компаний во внешние сети. Возрастающая взаимозависимость современного мира экономики и потребность в немедленном доступе к информации порождают необходимость установления связи с поставщиками, заказчиками и партнерами компании в реальном масштабе времени, а также наличия межсетевого интерфейса связи, информационных услуг и включения в глобальную сеть Internet. Эта тенденция к осуществлению важнейших коммерческих операций через линии связи часто называют «электронной коммерцией» - и она изменяет образ многих предприятий на рынке.
Эти новые режимы работы, связанные с распределенной системой расчетов и взаимодействием между предприятиями, привели к возрастанию спроса на глобальные сети, как в плане полосы пропускания, так и возможности связи с любым объектом. Если бы эти виды связи осуществлялись через специально выделенные каналы, они стали бы непозволительно дорогими.
В результате к связи предъявляется подход как к виртуальному предприятию - этот термин отражает как эволюцию модели бизнеса, так и упор на логическую соединимость. В сети виртуального предприятия пользователи получают доступ к необходимым им ресурсам, а сеть обеспечивает канал соединения и выделение необходимой полосы пропускания. Очевидно, что созрели условия для создания новой сетевой инфраструктуры, оптимизированной для объединения в сеть виртуального предприятия.
В ряде европейских источников существует несколько определений понятия Internet-экономики, которые суммарно сводятся к следующему: «Среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой компанией или индивидом с целью совместной работы: торговли, обмены идеями или просто для удовольствия».
§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления.
Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация (универсальный процесс, охватывающий весь земной шар и состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке по укреплению связей денежного капитала с инновациями) рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.
Термин «виртуальное предприятие» используется в двояком смысле. В более абстрактном контексте виртуальное предприятие означает наиболее передовую и эффективную форму организации предприятия, которая является наилучшей с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. В более конкретном смысле, виртуальное предприятие подразумевает сетевую, компьютерно-посредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогда прилагательное «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственно образованное», или как «мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5