Рефераты. Валютный рынок и валютные операции в России

Во-вторых, нарастание государственного долга как на внешнем, так и на внутреннем рынке вызывает у инвесторов некоторую настороженность, заставляет искать более ликвидные источники вложений. В результате в экономике России возрастают инфляционные ожидания участников рынка, что также является фактором, оказывающим давление на рубль. Очередной виток кризиса на финансовом рынке страны в условиях ухудшающегося экономического положения может вызвать ажиотажный спрос на валютном рынке, что также будет способствовать резкому росту курса доллара.

События 17 августа 1998г. это подтвердили. Курс рубля в сентябре упал  почти в 3 раза.

В данном случае ажиотажный спрос на иностранную валюту был вызван кризисом недоверия к российским властям. Дефолт, объявленный 17 августа 1998 г. способствовал оттоку денежных средств с рынков ГКО и МБК на валютный рынок. В условиях фактического коллапса рынков ГКО и МБК, валюта осталась единственным надежным и ликвидным средством для сохранения денежных средств. Этому также способствовали и шаги ЦБ РФ, предпринятые в условиях кризиса: отмена практики поддержания валютного курса рубля в определенных границах, снижение норм обязательного резервирования по валютным вкладам, что привело к высвобождению части денежных средств коммерческих банков. Не последнюю роль сыграло и преодоление вышеописанного нами «инфляционного потенциала» рубля.

Таким образом, подтверждается вывод о том, что в условиях нестабиьности в России на формирование курса рубля решающее влияние оказывают краткосрочные, плохо предсказуемые факторы субъективного характера. Тем не менее следует констатировать, что проводить анализ среднесрочной перспективы движения валютного курса рубля возможно только на основе изучения фундаментальных курсообразующих факторов - ВВП, денежной массы, уровня инфляции, ставки рефинансирования и состояния платежного баланса. Именно эти показатели, их состояние задает направление, тенденцию движения курса рубля на перспективу, тогда как остальные факторы лишь детализируют отдельные скачки его динамики.

В условиях достаточно сильного вмешательства Центрального банка в процесс курсообразования сегодняшний курс рубля не отражает не только изменения фундаментальных факторов, но и реального спроса и предложения на российском валютном рынке и определяется не экономическими, а скорее политическими факторами.

Что касается перспектив введения полной конвертируемости российского рубля, то можно сделать следующие замечания. Во-первых, в условиях полной конвертируемости национальной валюты на рынке страны не должно существовать каких-либо ограничений, т.е. валютный рынок должен обладать свободным характером. В наших же условиях валютные   ограничения  со   стороны  государства  продиктованы   жизненной необходимостью. До сих пор существует запрет на вывоз рублей нерезидентами, а также на свободный неконтролируемый вывоз капитала. Уже только это предполагает несвободный характер обмена рублей на иностранную валюту.

Во-вторых, условием полной конвертируемости является также и признание национальной валюты в других странах, т.е. согласие на ее использование в международном торговом обороте. В результате, рынок национальной валюты, фактически, должен выйти за пределы страны и стать, как минимум, региональным, охватывая несколько стран. Это выражается в котировке рублей за пределами России. Если российские рубли котируются на иностранных биржах и производятся по ним торги, тогда можно говорить об интеграции рубля в систему международного платежного оборота, а это является лишь первым шагом на пути к полной конвертируемости.

В-третьих, необходимым условием признания иностранной валюты, а значит и ее конвертируемости является стабильное экономическое положение в стране. Если в стране отсутствует   длительное   время   экономический   рост,   это   подрывает   и внешнеэкономические позиции, а национальная валюта слабеет, что способствует подрыву к ней доверия со стороны иностранных партнеров и вытеснению ее из международного платежного оборота другими более сильными валютами.

Однако представляется, что уже в настоящее время возможно превращение валютных накоплений населения в реальные инвестиции через посредничество финансово-кредитных институтов. Основой этого является принятие законов о страховании банковских депозитов населения, создание специальных страховых фондов, развитие сети взаимных паевых фондов, гарантирующих сохранность вложенных средств. Одним из решений данной проблемы может также служить поддержание процентных ставок по банковским депозитам на более высоком уровне, нежели рост курса доллара.

Выводы:

Развитие валютного рынка и всей экономики России за последние годы показало, что широкомасштабные преобразования, проводимые в этот период невозможно осуществлять без скоординированных волевых усилий общественных институтов. Во многом, благодаря государству в лице ЦБ России удалось достичь некоторых успехов в осуществлении валютной политики. Развитие событий с конца 1997 до сентября 1998 годов показало, что в условиях чередующихся кризисов российскому Правительству слишком дорого обходятся рыночные методы регулирования валютного рынка. Между тем, российская практика свидетельствует о том, что резервов для поддержания стабильности национальной валюты Центральному банку не хватает в достаточной мере. Поэтому, на современном этапе необходимо прибегнуть к более дешевым методам регулирования - административным мерам. Это является необходимым условием выживания российской экономики, тем более, что через данный этап развития прошли почти все европейские страны, входящие сегодня в группу «Большой семерки».

Вместе с тем, радикальные меры, принимаемые Правительством РФ и Центральным банком в период глубокого валютного и финансового кризиса в стране, в частности, увеличение обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров, создание специальной сессии валютных торгов на ММВБ, жесткие ограничения по лицензированию коммерческих банков, совершающих валютные операции и т.д.. не способствуют значительному расширению валютного рынка. Так, увеличение обязательной продажи валютной выручки может привести к усилению оттока капиталов за границу.

Что касается наличной долларовой массы, находящейся на руках у населения, то было бы целесообразным принять следующие меры по регулированию. Объем денежных средств, вложенный населением в иностранную валюту в качестве сбережений, фактически, для экономики России является вывозом капитала, кредитованием иностранных государств, в частности США. Необходимо заставить работать эти деньги на внутреннюю экономику, привлекая их посредством финансово-кредитных учреждений в инвестиционную сферу экономики России. Для этого необходимо, прежде всего, принять закон о страховании вкладов населения на государственном уровне, а также на уровне банковской системы через создание сети страховых и взаимных паевых фондов. Данное условие является, пожалуй, самым значимым среди всех остальных для привлечения вкладов населения.

Что касается перспектив биржевых торгов, то в условиях современного развития средств связи и расчетов ее доля будет оставаться на уровне 1996-1997 гг., т.е. оборот внебиржевого рынка многократно будет превышать биржевые торги. Впрочем, роль биржи будет активизироваться в отдельные периоды, когда на внебиржевом рынке возникнет угроза невыполнения условий контрактов и заключения сделок. Операции на бирже обладают абсолютной ликвидностью и высокой надежностью, а потому, в кризисные периоды ее роль всегда будет возрастать. Так что в современных условиях ей отводится роль страхового варианта для заключения сделок на валютном рынке.



ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИ.

2.1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка.

2.2. Регулирование валютного рынка

Основополагающими понятиями валютного рынка являются валютное регулирование и валютный контроль. Рассмотрев основные принципы регулирования валютных операций и функции, выполняемые органами и агентами валютного контроля можно получить полное представление об операциях совершаемых в целом, как на внешнем, так и на внутреннем валютном рынках.

В истории валютного регулирования в послереволюционной России условно можно выделить четыре этапа.

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР – Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золото-валютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и с­уммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными  ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства, - все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй этап развития валютного рынка в России нача­лся в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых "валютных отчислений", когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в ­1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.