Рефераты. Управление производственной программой предприятия по средствам экономико-математического моделирования на примере ОАО "Великолукский мясокомбинат"

Управление производственной программой предприятия по средствам экономико-математического моделирования на примере ОАО "Великолукский мясокомбинат"


ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночной экономике в нашей стране те вопросы управления предприятием и планирования его производственной деятельности, которые в допереходном периоде распределялись вышестоящими директивными органами, начинают концентрироваться непосредственно на уровне самого хозяйствующего субъекта.

В подобных экономических условиях для предприятий перерабатывающей промышленности разработка и реализация действенной программы управления, в том числе на уровне производственной системы, является необходимым этапом их устойчивого развития. На сегодняшний день данный факт обусловлен целым рядом причин, таких как обострение конкуренции в отрасли, недостаточный технический потенциал, неспособность соответствовать запросам покупателей продукции и т.д.

Переход субъектов хозяйственной деятельности на принципы самоуправления требует создания оптимальной структуры производства, так как процесс производства продукции является основой функционирования любого промышленного предприятия. С данным направлением деятельности связано такое понятие, как производственная программа - задание по объему, номенклатуре, ассортименту, количеству, срокам изготовления и стоимости подлежащих выпуску изделий, работ и услуг. Производственная программа влияет на все стороны деятельности предприятия, поэтому рациональное ее планирование является важнейшим аспектом управления.

В настоящее время задача создания оптимальной структуры производства предприятия не может быть эффективно решена без изменения методов управления его развитием. Данное утверждение применимо к хозяйствующим субъектам всех отраслей промышленности, в том числе и к предприятиям мясоперерабатывающей отрасли.

Целями управления предприятиями данной отрасли должны быть: производство конкурентоспособной мастурбации продукции; рост эффективности использования ресурсов; повышение квалификации кадров и т.д. В качестве одного из главных аспектов управления должна выступать рациональная организация производства, которая позволила бы наилучшим образом распределить имеющиеся в наличии у предприятия сырьевые ресурсы в целях достижения максимального экономического эффекта.

Данная цель может быть достигнута различными методами, однако в современных условиях перехода к рыночным отношениям, когда возросли объемы информации, требования к скорости и качеству ее обработки, эффективное управление производством без использования вычислительной техники, а следовательно, и математических методов, становится невозможным.

Кроме того, предприятия мясопереработки представляют собой, как правило, сложные системы с достаточно большими объемами производства, управление которыми без применения экономико-математических методов уже не приносит должных результатов. Только математизация и компьютеризация процессов управления могут обеспечить их высокое качество и эффективность.


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА


На базе такого метода, как экономико-математическое моделирование, автором разработана методика определения оптимальной производственной программы мясоперерабатывающего предприятия, представляющая собой линейную экономико-математическую модель оптимизации, апробированную на примере одного из крупных предприятий мясоперерабатывающей отрасли Северо-Запада, ОАО "Великолукский мясокомбинат".

Для построения модели необходимо количественно оценить влияние на деятельность данного хозяйствующего субъекта факторов, выделенных в качестве наиболее существенных для предприятий мясопереработки: производственной мощности; нормативного расхода основного вида сырья (мяса) на производство одной тонны той или иной ассортиментной единицы мясоколбасных изделий согласно технологии и рецептуре; фактора сезонности потребления производимой мясокомбинатом продукции.

Проведем анализ влияния первого фактора внутренней среды. Как в деятельности любого предприятия, так и в деятельности ОАО "Великолукский мясокомбинат" существуют внутренние ограничения по производству продукции. Чтобы дать их количественную оценку, рассмотрим условия производства данного предприятия.

В производственную структуру ОАО "Великолукский мясокомбинат" входят следующие подразделения:

- колбасные цеха, совокупная производительность которых составляет 91 колбасное изделие за смену, или 182 т в сутки, так как работа в цехах ведется круглосуточно в две смены по 12 ч;

- мясожировой цех с производительностью 50 т в смену;

- холодильник, предназначенный для хранения привозимого сырья, мощность которого 2440 т единовременного хранения;

- складской цех готовой продукции, также оборудованный холодильниками с мощностью 4000 т единовременного хранения.

Специализацией мясокомбината является производство колбасных изделий, а именно вареных колбас, доля которых в общем объеме производства составляет более 40%, следовательно, основное ограничение на выпуск продукции накладывает мощность именно колбасного цеха по производству вареных колбас (колбасного цеха N 1). Если планировать оптимальный ассортимент продукции на год, то совокупный выпуск не будет превышать 66 400 т с дополнительным распределением по видам.

Вторым внутренним фактором, выделенным в качестве ограничения разработанной модели, является нормативный расход мяса на производство мясоколбасной продукции, который определяется согласно рецептуре. ОАО "Великолукский мясокомбинат" производит 8 основных видов изделий. В табл. 1 представлен расход мяса на производство одной тонны того или иного вида продукции. В связи с тем, что предприятие выпускает более 200 наименований изделий, они сгруппированы по однородным видам. Расход сырья приводится в среднем по виду продукции.


Таблица 1


Расход мяса на производство одной тонны

мясоколбасных изделий ОАО "Великолукский мясокомбинат"


N
п/п

Вид продукции      

Нормативный расход мяса, т/т

1

Вареные колбасы            

0,585           

2

Сардельки                  

0,648           

3

Сосиски                    

0,551           

4

Полукопченые колбасы       

0,896           

5

Варено-копченые колбасы    

0,941           

6

Сырокопченые колбасы       

0,954           

7

Паштеты                    

0,457           

8

Деликатесные изделия       

0,998           


От сроков поставок сырья предприятие не зависит, так как большая его часть поступает из ближнего и дальнего зарубежья (около 40%), где в отличие от отечественных производителей практически не наблюдается сезонных колебаний в объемах и стоимости поставок; поставки достаточно диверсифицированы, т.е. зависимости от какого-либо одного поставщика не существует; размер холодильника, куда поступает мясо для производства, является достаточным для осуществления запасов (2440 т) и имеет отделение глубокой заморозки. Однако, несмотря на то, что модель не следует перегружать дополнительными ограничениями, так как это приведет к сужению области допустимых решений, размер холодильника можно привести в качестве такого дополнительного ограничения модели во избежание простоя производства в случае перебоев в поставках сырья по каким-либо причинам.

Важнейшим фактором внешней среды в предложенной модели является фактор сезонности потребления населением производимой продукции (фактор спроса). ОАО "Великолукский мясокомбинат" с точки зрения географического положения осуществляет производственную и сбытовую деятельность в основном в условиях средней климатической полосы, следовательно, на него оказывают влияние сезонные предпочтения населения данного региона. Автором был разработан и рассчитан на примере ОАО "Великолукский мясокомбинат" коэффициент сезонности потребления производимой им продукции.

Условно разделив календарный год на два равных по времени периода (январь - июнь и июль - декабрь), для каждого из них можно определить так называемый коэффициент сезонности потребления, который будет представлять собой отклонение потребления мясоколбасных изделий в тот или иной период года от среднегодового.


          6

         SUM    y

            j=1  j

    K1 = ---------,                                            (1)

          12

         SUM    y

            j=1  j


где К1 - коэффициент сезонности в I полугодии;

    y    -   суммарный   объем  реализации  всех  видов  продукции

     j

мясокомбината в j-м месяце года;

j - порядковый номер месяца в году;

Аналогично определим коэффициент К2:


          12

         SUM    y

            j=7  j

    K2 = ---------,                                            (2)

          12

         SUM    y

            j=1  j


где К2 - коэффициент сезонности во II полугодии.

Так как календарный год был разделен на два периода, то:


    K1  + K2  = 1,                                             (3)

      m     m


где m - номер календарного года.

Коэффициенты сезонности потребления продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат" за последние пять лет приведены в табл. 2.


Таблица 2


Коэффициенты сезонности потребления продукции

ОАО "Великолукский мясокомбинат"


Коэффициент
сезонности 

Год                 

В среднем
за 5 лет


2001

2002

2003

2004

2005


К1      

0,428

0,408

0,434

0,414

0,433

0,423 

К2     

0,572

0,592

0,566

0,586

0,567

0,577 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.