Схема 1
Расчеты платежными требованиями производятся при последующей оплате, когда поставщик отгрузил товар, выполнил работы и оказал услуги и требует от плательщика уплаты определенной суммы (см. образец 9). Иначе эта форма расчетов называется акцептной. Поставщик, имея необходимые документы об отгрузке товара, выписывает платежное требование и сдает его в свой банк на инкассо (на востребование платежа). Банк поставщика пересылает его в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа (см. схему 2).
Акцепт — это согласие плательщика на оплату или гарантирование оплаты денежных, расчетных, товарных документов или товара. Он должен быть предоставлен в банк при одногородних расчетах — в течение трех дней, при иногородних — в течение пяти дней после получения требования учреждением банка. Плательщик имеет право отказаться от оплаты, если товары или услуги не заказаны, установлена недоброкачественность или некомплектность товаров, не согласована цена товаров. Отказ должен быть мотивирован и в письменной форме представлен в банк.
Схема 2
Аккредитив— поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя (см. схему 3 и образец 1).
Существуют следующие виды аккредитивов: покрыты (депонированные) и непокрытые (гарантированные).
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
Непокрытый (гарантированный) аккредитив открывается в исполняющем банке при наличии прямых корреспондентских отношений с банком-эмитентом путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него корсчета банка-эмитента при выполнении поставщиком всех условий аккредитива.
Схема 3
Покрытые и непокрытые аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными.
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором).
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Расчеты инкассовыми поручениями применяются при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке (образец 2).
Инкассовые поручения могут выставлять:
налоговые органы — о взыскании не внесенных в срок налогов и налоговых платежей (пени, штрафы) в государственный бюджет;
внебюджетные фонды — о взыскании недоимок, если это предусмотрено законодательством;
таможенные органы — по выданным им исполнительным документам;
другие органы согласно законодательству.
При расчетах чеками (схема 9) отгрузка продукции практически совпадает со временем ее оплаты. Для этого предприятие получает в своем банке чековую книжку для осуществления расчетов. Списание средств чеками производится путем предоставления в банк реестра чеков в двух экземплярах и самих чеков. Чеки действительны в течение десяти дней. Бланки чеков брошюруются в книжки, которые являются бланками строгой отчетности. Лимит чековой книжки обозначает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чекодателем и подлежат оплате банком чеки.
Чековые книжки могут быть лимитированные и нелимитированные.
При получении лимитированной чековой книжки составляется проводка:
Д-т 5520 К-т 5110
Оплата счетов поставщиков чеками из лимитированной чековой книжки отражается записью:
Д-т 6010, 6990 К-т 5520
Получение нелимитированной чековой книжки бухгалтерскими записями не оформляется.
В настоящее время в Республике Узбекистан расчеты по чековым книжкам временно не применяются.
Банки при расчетах с клиентами и проведении своих операций могут использовать мемориальные ордера.
В случаях, когда банк выступает плательщиком, мемориальные ордера заверяются подписью руководителя банка, главного бухгалтера и бухгалтера, ведущего данный банковский счет.
При недостаточности денежных средств на счете предприятия банк переводит его на картотеку № 2 и лишает права самостоятельного распоряжения своими средствами. Списание средств с расчетного счета в этом случае производится в порядке очередности, установленной законодательством. В исключительных случаях производится выдача средств на неотложные нужды в порядке, установленном соответствующими нормативными документами.
Периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) предприятие получает из банка выписку с расчетного счета. Содержание операции в ней заменяется условным кодом. Она выдается после осуществления операций по расчетному счету. К выписке прикладываются все оправдательные документы.
При бухгалтерской обработке выписки следует иметь в виду, что банк выступает как должник предприятия, поскольку он хранит денежные средства и использует их в своем обороте. Поэтому остатки средств и поступления записываются по кредиту лицевого счета, так как эти суммы показывают долг банка предприятию, а выдача и перечисление денег — по дебету, так как долг банка в этом случае уменьшается. Следовательно, для банка расчетный счет предприятия — пассивный. Для предприятия этот счет активный, поэтому бухгалтер будет записывать эти операции на счет 5110 «Расчетный счет» в обратном порядке. Выписка банка проверяется бухгалтером и на полях карандашом указывается шифр корреспондирующих счетов. Эти же счета указываются в документах, приложенных к Списке. Исправления, подчистки, помарки в банковских выписках не допустимы. Для учета наличия и движения денежных средств на расчетном счете предприятия в национальной валюте Республики Узбекистан используется активный денежный счет 5110 «Расчетный счет» (Приложение А).
По дебету счета 5110 отражаются хозяйственные операции по поступлению средств на расчетный счет с кредита разных счетов в зависимости от характера поступления, по кредиту — хозяйственные операции по списанию средств с расчетного счета в дебет разных счетов в зависимости от направления расхода.
1.2 Порядок проведения взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности между хозяйствующими субъектами
Выверка дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется хозяйствующими субъектами по состоянию на 1 июля 2008 года в месячный срок совместно со специалистами обслуживающих банков, налоговых и финансовых органов, органов статистики.
Ответственность за сбор и предоставление информации возлагается на территориальные Главные управления Центрального банка.
Координацию работы министерств, ведомств, концернов, корпораций, ассоциаций и холдинговых компаний по проведению взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности и внесения предложений по итогам этой работы осуществляют отраслевые экспертные комиссии.
Основными задачами отраслевых экспертных комиссий являются:
контроль за обеспечением полноты охвата всех хозяйствующих субъектов и качественного проведения выверки дебиторской и кредиторской задолженности;
обобщение результатов проведенной выверки дебиторской и кредиторской задолженности; внесение на рассмотрение Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет предложений по итогам проделанной работы и о нереальных к взысканию размеров взаимной задолженности.
Руководители хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведение выверки и реальности отражения срочной и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, а также составления актов сверок по взаимным долгам (Приложение А).
Для ускорения проведения выверки взаимных задолженностей и составления актов сверок хозяйствующие субъекты с выездом на место осуществляют сверки своей задолженности с хозяйствующими субъектами, имеющими кредиторскую задолженность.
Руководители и главные бухгалтеры хозяйствующих субъектов на основании журналов ордеров или мемориальных ордеров, сверенных с главной книгой, заполняют сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по счетам.
После проведения окончательной выверки дебиторской и кредиторской задолженности на хозяйствующих субъектах заполняются сведения по приложениям к настоящему Порядку. В этих сведениях отдельной строкой выделяются внутрисистемная задолженность, задолженность в пределах республики и за ее пределами (отдельно по странам СНГ и дальнего зарубежья). Отдельно показываются также суммы дебиторской задолженности, которые возникли из-за незаконного взыскания этих сумм органами государственной налоговой службы.
Кроме того, в сведениях по кредиторской задолженности выделяется кредиторская задолженность, отсроченная по решениям правительства.
Копии актов сверок на дебиторскую и кредиторскую задолженность по хозяйствующим субъектам представляются обслуживающему банку для проверки и обобщения суммы, указанной в сведениях.
Районные органы статистики, обслуживающие банки и налоговые органы, сверяют общую сумму дебиторской и кредиторской задолженности с данными бухгалтерского баланса и актов сверок с суммой, проставленной в сведениях, и подтверждают правильность данных. После этого копии актов сверок остаются в обслуживающих банках.
Если в хозяйствующем субъекте запущены бухгалтерский учет и отчетность или имеется отставание в учете, в сведениях, предоставленных комиссии, делается запись об этом. Кроме того, сведения об имеющихся нарушениях бухгалтерского учета и отчетности, фактах утери документов передаются в налоговые органы.
Обслуживающие банки и налоговые органы с выездом на место выборочно проверяют правильность составления сведений, о чем составляется справка или акт. При необходимости принимаются соответствующие меры воздействия.
По каждому дебитору или кредитору сумма задолженности подтверждается актами сверки или другими официальными документами дебитора (кредитора) о признании им задолженности в согласованном размере. При составлении документа в нем обязательно указывается ИНН дебитора или кредитора.
В случае, если дебитор (кредитор) ликвидирован или его местонахождение не установлено, об этом составляется акт, который представляется в налоговые органы, копия акта представляется в обслуживающее учреждение банка. Хозяйствующим субъектом предпринимаются меры, установленные законодательством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13