Рефераты. Учёт и аудит уставного капитала

О всех произведённых удержаниях АО сообщает в государственную налоговую инспекцию по месту своей регистрации (нахождения).[5]



3. Аудит уставного капитала

3.1. Аудит учредительных документов

Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим зако­нодательством.

n     Для проверки используются следующие основные доку­менты:

• Устав экономического субъекта.

• Учредительный договор.

• Патент для субъектов малого предпринимательства.

• Протоколы собраний учредителей.

• Свидетельство о государственной регистрации.

• Свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ для экономических субъектов с участием иностранного капитала.

• Документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находившихся в собственности государства, субъек­тов Федерации, общественных организаций, колхозов и т. д.

• Документы, подтверждающие права собственности учре­дителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий.

• Свидетельства о регистрации в органах статистики, Госу­дарственной налоговой инспекции, Пенсионном фонде, в Фонде занятости, Фонде социального страхования, Фонде обя­зательного медицинского страхования, в экологических фондах.

• Договор на банковское обслуживание.

• Зарегистрированные изменения к учредительным документам.

• Проспект эмиссии.

• Реестр акционеров для акционерных обществ.

• Выписки из протоколов годового собрания акционеров.

• Выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей.

• Выписки решений совета директоров.

• Приказы и распоряжения исполнительной дирекции.

• Лицензии и разрешения на определенные виды деятель­ности.

• Переписка с учредителями и акционерами.

• Журналы регистрации выдачи доверенностей и полномо­чий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и т.п. действий другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта.

• Внутренние положения.

• Документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в денежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представ­ленного в натуральной форме, в качестве взноса в уставный капитал и т.д.).

• Методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.

• Отчетность за начальный период деятельности экономи­ческого субъекта после государственной регистрации.

• Годовая отчетность.

• Отчетность на дату ликвидации или реорганизации эко­номического субъекта.

n     При проверке необходимо установить:

• Структуру управления экономическим субъектом и пол­номочия руководителей всех уровней при принятии соответст­вующих управленческих решений.

• Своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).

• Виды деятельности экономического субъекта.

• Учредителей экономического субъекта.

• Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.

• Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.

• Своевременно ли учредители внесли свои доли в устав­ный капитал.

• В каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал.

• Правильность оформления документов по взносам в ус­тавный капитал.

• Организационно-правовую форму экономического субъ­екта (акционерное общество, общество с ограниченной ответ­ственностью и т.д.).

• Является ли проверяемый экономический субъект субъек­том малого предпринимательства.

• Предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэконо­мической деятельности.

• Счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.

• Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов.

• Имеет ли право экономический субъект создавать на тер­ритории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные под­разделения, выделенные на самостоятельный баланс.

• Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

• Порядок распределения прибыли, оставшейся в распоря­жении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей.

• Правильность исчисления доходов учредителей и акцио­неров и удержания налога на доходы.

• Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию устав­ного капитала.

• Соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 "Расчеты с учреди­телями" и 85 "Уставный капитал".

Эти данные потребуются аудитору при проверке других участ­ков и операций бухгалтерского учета экономического субъекта.[6]


3.2. Проверка формирования уставного  капитала

Уставный капитал входит в состав собственного капитала экономического субъекта и определяет минимальный размер имущества экономического субъекта, гарантирующего интересы его кредиторов.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. В бухгалтерском учете отражается величина уставного ка­питала, зарегистрированная в учредительных документах эко­номических субъектов, как совокупность вкладов (долей, пае­вых взносов учредителей (участников), акций по номинальной стоимости (для акционерных обществ)) в денежной, натураль­ной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг.

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Все акции общества явля­ются именными.

2. Минимальный уставный капитал открытого акционер­ного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а закры­того — не менее стократной суммы минимального размера оп­латы труда.

3. Уставный капитал и фактическая задолженность учреди­телей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитываются и отражаются в отчетности отдельно.

4. Акции общества при его учреждении должны быть пол­ностью оплачены в течение срока, определенного уставом об­щества, при этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а ос­тавшаяся часть — в течение года с момента его регистрации.

5. Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их размещении, но не позднее одного года с момента их при­обретения (размещения).

6. Оплата акций и иных ценных бумаг акционерного обще­ства может осуществляться деньгами, ценными бумагами, дру­гими вещами или имущественными правами либо иными пра­вами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций об­щества при его учреждении определяется договором о создании общества или уставом общества, а дополнительных акций и иных ценных бумаг — решением об их размещении.

Акции и иные ценные бумаги общества, которые должны быть оплачены неденежными средствами, оплачиваются при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении или реше­нием о размещении дополнительных акций.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между уч­редителями.

7. При оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг общества неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг, производится советом директоров. Если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсот установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима денежная оценка незави­симым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг общества.

8. Акции, поступившие в распоряжение общества, не пре­доставляют права голоса, не учитываются при подсчете голо­сов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы не позднее одного года с момента их поступ­ления в распоряжение общества, в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества погашением указанных акций.

9. Сумма уставного капитала увеличивается или уменьшает­ся в соответствии с результатами рассмотрения итогов деятель­ности экономического субъекта за год и после перерегистрации учредительных документов с внесенными в них изменениями.

10. Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала экономического субъекта предназначен пассивный балансовый счет 85 "Уставный капитал". Сальдо по этому счету должно соответствовать размеру уставного капита­ла, зафиксированному в учредительных документах предпри­ятия. Записи по счету 85 производятся лишь в случаях увеличе­ния или уменьшения уставного капитала, в установленном по­рядке и после внесения соответствующих изменений в учреди­тельные документы предприятия.

После государственной регистрации экономического субъ­екта его уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами (в сумме произведенной подписки на акции), отражается по кредиту счета 85 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".

Аналитический учет по счету 85 "Уставный капитал" органи­зуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование ин­формации по учредителям предприятия, стадиям формирова­ния капитала и видам акций.[7]

3.3. Аудит расчетов с учредителями

Для обобщения информации о всех видах расчетов с учре­дителями экономического субъекта (акционерами общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал предприятия, по выплате доходов (дивидендов) и т.д. предназначен ба­лансовый активно-пассивный счет 75 "Расчеты с учредителя­ми". К данному счету могут быть открыты субсчета: 75—1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", 75—2 "Расчеты по выплате доходов" и др.

По данным, отраженным на субсчете 75—1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", аудитор проверяет, как осуществлялись расчеты с учредителями по вкладам в его уставный (складочный) капитал. При создании акционерного общества по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в кор­респонденции со счетом 85 "Уставный капитал" принимается на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.