Рефераты. Учетная политика предприятия (rtf)

4. Рабочие документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней.

Для нормальной работы предприятий нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Исходя из того, что любые правовые документы являются основой для ведения учета на предприятии, но не в коем случае не охватывают всю полноту оперативных вопросов бухгалтерского учета организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В настоящее время, в связи с переходом экономики на рыночные отношения, ведется работа по усовершенствованию законодательных документов, и прежде всего методологической базы бухгалтерского учета. Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1.94. и др. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета  (лизинг, аренда, нематериальные активы и т.д.). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Общее руководство методологией  и организацией учета осуществляет правительство РФ. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.

На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих предприятиях, учреждениях организациях и др.

В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету.

Но, поскольку не все вопросы бухгалтерского учета четко отражены в законодательных актах, организациям необходимо самостоятельно или с помощью профессиональных организаций разработать для индивидуального применения систему организации бухгалтерского учета, которая, базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая форму собственности и сферу деятельности данной организации, определяла бы порядок ведения бухгалтерского учета для данной организации. Данная система должна включать в себя организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности, начиная с порядка документирования фактов хозяйственной деятельности и заканчивая порядком использования чистой прибыли и представления данных для отчета администрации организации перед собственниками по итогам деятельности за год.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: минимизация уплачиваемых налогов; привлечение средств инвесторов; другие цели.

Выбор  учетной   политики  должен  быть  обоснованным,  с   тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов.

При формировании учетной политики признаются в качестве фундаментальных следующие положения:

ü     допущение непрерывности деятельности предприятия;

ü     допущение последовательности применения учетной политики;

ü     допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

ü     допущение имущественной обособленности предприятия.

Учетная политика организации должна обеспечивать следующие требования:

Ø     Осмотрительности;

Ø     Приоритета содержания перед формой;

Ø     Непротиворечивости;

Ø     Рациональности.

При организации учета на каждом отдельном предприятии на общей методологической основе учитываются различные факторы, влияющие на формирование учетной политики предприятия:

ü           формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия,

ü           разнообразие видов предпринимательской деятельности,

ü           отраслевая специфика,

ü           структура предприятия и др.

Учетная политика предприятия предполагает целостность в организации бухгалтерского учета  и включает методический, технический и организационный аспекты учетного процесса.

К существенным способам ведения бухгалтерского учета (методический аспект) относятся:

Ø     Разграничение по стоимости основных средств и средств труда в обороте;

Ø     Порядок начисления износа основных средств;

Ø     Применение метода ускоренной амортизации основных средств;

Ø     Вариант учета и начисление износа  МБП;

Ø     Оценка нематериальных активов;

Ø     Порядок начисления износа по нематериальным активам;

Ø     Порядок отражения в учете процесса приобретения материалов и их оценка;

Ø     схема отражения на бухгалтерских счетах операций по заготовлению и приобретению производственных ресурсов;

Ø     Порядок списания материалов в производство;

Ø     Организация  учета движения деталей  в производстве;

Ø     Учет и финансирование ремонта основных средств;

Ø     учет расходов будущих периодов и порядок их списания;

Ø     Перечень резервов предстоящих расходов и платежей;

Ø     Методы (способы) распределения косвенных расходов;

Ø     Метод оценки незавершенного производства;

Ø     Метод распределения коммерческих расходов;

Ø     Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

Ø     Вариант свободного учета затрат на производство;

Ø     Вариант учета выпуска продукции;

Ø     Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

Ø     Вариант учета распределения и использования прибыли;

Ø     Вариант создания и использования фондов специального назначения;

Ø     Вариант оценки задолженности по кредитам и займам в части начисления по ним процентов.

Техническая составляющая учетной политики предприятия – это форма ведения бухгалтерского учета. При выборе технической составляющей учетной политики определяются:

Ø     Внутренний рабочий план счетов (за основу берется типовой план счетов бухгалтерского учета);

Ø     Формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций;

Ø     Разработка графика документооборота в бухгалтерском учете;

Ø     Выбор формы бухгалтерского учета и системы учетных регистров;

Ø     Категории имущества и обязательств, подлежащие инвентаризации в течение года, и сроки их проведения, порядок оформления результатов инвентаризации;

Ø     Разработки системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа исходя из особенностей функционирования и требования управления производством;

Ø     Порядок контролирования хозяйственных операций;

Ø     Технология обработки учетной информации;

Ø     Состав, формы отчетов, периодичность, сроки составления и представления внутрипроизводственной отчетности.

В организационном аспекте предусматривается построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления и взаимодействие с другими структурными подразделениями.

Учетная политика организации должна быть неизменна  в течение года. При этом, формируя учетную политику, необходимо предусмотреть возможные изменения условий хозяйствования и учетные последствия таких изменений. Например, малому предприятию, принимающему решение о начислении ускоренной амортизации, в приказе об учетной политике следует оговорить последствия выбытия организации из состава субъектов малого предпринимательства в случае изменения численности работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.