Рефераты. Учетная политика бюджетной организации

Учетная политика бюджетного учреждения в условиях постоянно изменяющегося законодательства нуждается в постоянной доработке. 31 декабря главный бухгалтер обязан   уточнять приказ об учетной политике на следующий год. Обсудив с руководителем все нюансы, такой приказ становится сводом правил для всех обособленных (в т.ч. структурных, наделенных правомочиями юридического лица) подразделений учреждения. Бесспорно, единая учетная политика дает положительный эффект в трех плоскостях ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета. Единство в свою очередь влияет на эффективность использования ресурсов бюджетного учреждения.

В настоящей главе рассматривается пример учетной политики для общеобразовательной школы №5 города Саяногорска.

Практика показывает, что начинать выстраивать приказ «Об учетной политике» нужно с описания нормативно-правовой базы каждого учреждения. Первым разделом, на взгляд автора, должен стать «Бухгалтерский (бюджетный) учет». Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утвеждении Инструкции по бюджетному учету» (далее по тексту - приказ № 25н) дает общую характеристику бюджетного учета и не отражает отраслевую особенность[16].

Возникает необходимость в большей детализации аналитических данных. Так, например учет основных средств, стоимостью до 1 тысячи рублей и разнообразие налогов (счет 0.303.05 «Прочие налоги») требуют специального учета. Первый случай ближе к управленческому учету, а второй – требует  дополнительной аналитики в бухгалтерском учете.

Пункт 2.2 «Анализ финансовых результатов деятельности» покажет сравнение финансовых результатов деятельности школы №5 в годовой отчетности за 2005 год и 2006 год.

 С перечнем нормативно-правовых актов, являющихся законодательной базой составления и ведения учетной политики школы №5, можно ознакомиться в Приложении 3.

Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. В Законе РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I для данных учреждений установлен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности[17].

Согласно ст.47 этого Закона к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

¾   реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

¾   торговля покупными товарами, оборудованием;

¾   оказание посреднических услуг;

¾   долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Вместе с тем названным Законом установлено, что если основная деятельность образовательного учреждения осуществляется на платной основе, то получаемый от нее доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, то такая деятельность не является предпринимательской.

На первый взгляд подобное разделение видов деятельности в Законе однозначно. Тем не менее, в законодательстве этот вопрос регулируется по-разному. Как уже было указано, в ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность расценивается как деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке[18].

В соответствии с этой нормой платная образовательная деятельность является предпринимательской, поскольку направлена на систематическое получение прибыли от оказания образовательных услуг учреждениями, имеющими право на оказание таких услуг (зарегистрированными в установленном порядке и имеющими лицензию на образовательную деятельность).

Как можно заметить, в данной трактовке нет указания на цели расходования средств, полученных от предпринимательской деятельности. В статье 2 ГК РФ также не оговорено, что понятие предпринимательской деятельности может трактоваться иным образом ("если иное не предусмотрено Законом"). Более того, в ст.3 ГК РФ говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам настоящего Кодекса.

Таким образом, для целей бухгалтерского учета платная образовательная деятельность образовательных учреждений рассматривается как предпринимательская независимо от направления использования доходов от этой деятельности. Для целей же налогообложения необходимо воспользоваться соответствующими налоговыми нормативными актами. Конкретным примером ведения бюджетной организацией предпринимательской деятельности является школа №5 города Саяногрска.

Муниципальное образовательное учреждение школа №5 г. Саяногорска находится в муниципальном подчинении, руководствуется в своей деятельности Уставом. Финансирование деятельности МОУ школы №5 города Саяногорска осуществляется за счет средств бюджетов различного уровня, добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, а так же за счет средств, получаемых от осуществления платной образовательной или иной деятельности, предусмотренной законодательством РФ. Последняя является предпринимательской деятельностью. Предпринимательская деятельность облагается налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость. Глава 21 НК РФ в статье 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» предусматривает освобождение от НДС (кроме аренды помещений).

Согласно ст.17 Инструкции N 48 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении бюджетной организации, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

Если за отчетный период (квартал, год) получилась сумма превышения доходов над расходами, то налог на прибыль с этой суммы уплачивается в общеустановленном порядке. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, включая средства от платных услуг за образование, не реинвестированные в образовательный процесс, оставшиеся на отчетную дату на текущих или расчетных счетах и размещенные на депозитных счетах в банках (с учетом процентов), также подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Следовательно, для целей обложения налогом на прибыль платная деятельность образовательных учреждений (в объемах рефинансированных средств) соответствует трактовке Закона об образовании; доходы от данной деятельности расцениваются как целевые и налогом не облагаются.

Истинно предпринимательская деятельность облагается в полном объеме: реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

         Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения осуществляется по рабочему плану счетов бюджетного учета  в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н (далее - Инструкция № 25н).

Формирование сметы доходов и расходов школы по всем источникам финансирования осуществляет Управление планирования и финансирования.

Форма ведения бюджетного учета - журнально-ордерная с применением вычислительной техники на базе современных информационных технологий.

По учету бюджетных и внебюджетных средств применяют журналы-ордера (ЖО). Номер ЖО присваивать последовательно 1, 2, 3 в зависимости от рассматриваемого источника.

Любой журнал-ордер может быть детализирован вторичными журналами-ордерами. Например, для использования данных в налоговом и бухгалтерском учете в нумерации вторичного журнала-ордера могут быть добавлены буквенные обозначения. Например, Ж.О. «Касса»: № 1 бюдж. - для бюджетных операций по кассе и № 1 ПД - для предпринимательской деятельности по кассе. В конце каждого месяца, после выверки вторичных журналов-ордеров, они должны быть сформированы в журналы-ордера, указанные в таблице.

Корреспонденцию счетов в журнале операций записывать в зависимости от характера операции по Дебету одного счета и Кредиту другого счета.

По истечении каждого отчетного месяца все журналы-ордера в двух экземплярах, подписанные главным бухгалтером или заместителями главного бухгалтера по направлениям, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы:

-  1 экз. вместе с первичными документами;

-  2 экз. в отдельную номенклатурную папку.

По истечении каждого отчетного месяца данные оборотов по счетам из журналов переносят в Главную книгу.

Бюджетный учет в Школе осуществляется бухгалтерией школы,           являющейся ее структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером. Права и обязанности главного бухгалтера определены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ  «О бухгалтерском учете» (ст. 7)[19].                                                                                                           

Бухгалтерия осуществляет оперативный учет материальных ценностей и денежных средств, находящихся на балансе и счетах бухгалтерии. Учет ведется по отдельным подразделениям (группам учета) с выполнением всех проводок и формированием соответствующих журналов-ордеров. Главный бухгалтер выполняет окончательные проводки и формирует на основе журналов-ордеров и главной книги баланс и отчетность бухгалтерии.                                                            По окончании отчетных периодов главному бухгалтеру бухгалтерии необходимо формировать сводный (консолидированный) баланс и сводную (консолидированную) отчетность школы на основании представленного баланса.

По хозяйственным договорам на поставку коммунальных ресурсов, других хозяйственных товаров, работ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность школы, документы передают в бухгалтерию полностью оформленные для выполнения бухгалтерских операций.

Для построения бухгалтерского счета (ведения бюджетного учета) по приносящей доход деятельности (далее по тексту - ПД) используют первые семнадцать знаков кода дохода по Классификации операций сектора государственного управления (далее по  тексту - КОСГУ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.