Рефераты. Учет в торговле (лекции)

Учет материалов ведется в разрезе субсчетов 10-1 «Сырье и материа­лы», 10-3 «Топливо», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-8 «Строительные материалы» и др.

По дебету счета 10 отражается поступление материалов:

-       от поставщиков в соответствии с договорами  поставок (в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»),

-       от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (в корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами»),

-       при полной или частичной ликвидации основных средств (в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»),

-       от учредителей в счет их вклада в уставный капитал (корреспондирует счет 75 «Расчеты с учредителями») по согласованной стоимости,

-       как безвозмездная помощь (корреспондирует счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления») по рыночной цене

Кроме того, учетной политикой предприятия может быть предусмотре­но использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Тогда все расходы, связанные с заготовлением материальных ресурсов, на основании поступивших расчетных документов (покупная стоимость) предварительно собираются по дебету счета 15 в корреспонденции со счетами учета источника поступления (в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке). При этом для текущей оценки движения материалов применяются так называемые учетные цены, отличные от фактической себестоимости.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материально-производственных запасов.

Таким образом, на счете 15 выявляется остаток, исчисляемый как разница между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам. Сумма разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает их наличие в пути.

Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают (сторнируются при отрицательной разнице) с кредита счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в дебет счета учета расходов на продажу или других соответствующих счетов.

Выбытие материальных ресурсов фиксируется по кредиту счета 10 «Материалы». При этом они могут быть отпущены:

-      в качестве расходов на продажу (дебетуется счет 44 «Расходы на продажу»),

-      на капитальное строительство хозяйственным способом (дебетуется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»);

-      как вклад в общее имущество по договору простого товарищества (корреспондирует счет 80 субсчет «Вклады товарищей»);

-      проданы, списаны, переданы безвозмездно (дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Кроме того, со счета 10 стоимость материалов может быть списана:

-      по выявленным суммам недостач на суммы определившихся потерь (дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»);

-      как утраченные в результате чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, пожаров, аварий (корреспондирует счет 99 «Прибыли и убытки», когда убытки компенсирует страховая организация – сначала дебетуется счет 76, субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»).

При учете материально-производственных ценностей и операций с ними следует помнить, что НДС по ним фиксируется на отдельном счете 19, субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам». По дебету данного субсчета отражаются суммы НДС по приобретаемым материалам, товарам в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщикам за материальные ценности (при условии принятия их к учету и наличия счета-фактуры с выделенной суммой НДС) списываются с кредита счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» (по ценностям, приобретаемым для осуществления производственной деятельности – для производства облагаемой НДС продукции, или для перепродажи). При этом необходимо вести раздельный учет по оплаченным и неоплаченным материально-производственным ценностям.

В том случае, если материалы, по которым в установленном порядке произведено возмещение НДС, использованы для производства не облагаемой НДС продукции (работ, услуг), возможна сначала восстановительная проводка: кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» и дебет счета 19, после чего НДС включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций: дебет счета «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 19.

Отражение операций с материальными ценностями аналогично операциям с товарами. Но, кроме того, материальные ценности могут быть также оприходованы как отходы от ликвидации основных средств, что фиксирует запись:

дебет счета 10 «Материалы»

кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

ТЕМА 11. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТРУДА И

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ТОРГОВЛЕ

 

План лекции

11.1 Задачи и значение учета труда и заработной платы

11.2 Порядок расчета заработной платы работников торговли

11.3 Начисление заработной платы

11.4 Удержания и отчисления от заработной платы

11.5 Учет расчетов по заработной плате и социальному страхованию

 

11.1 Задачи и значение учета труда и заработной платы

Учет труда, заработной платы и расчетов с работниками предприятий торговли ведется на основе федеральных, региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятия, включая отношения по оплате труда.

Юридической формой взаимоотношений администрации с членами трудового коллектива являются коллективный трудовой договор и трудовые договоры с работниками, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия. Отдельные лица могут работать на предприятии по совместительству, соглашениям и договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, перевозки и др.).

Предприятие самостоятельно решает вопрос о присвоении продавцам второй и первой категории, то есть о соответствии их квалификации занимаемой должности и установленным окладам. Присвоение квалификации указанным работникам производится на основании квалификационного справочника. Содержащиеся в нем квалификационные характеристики предусматривают переход продавцов в высшую категорию лишь после полного усвоения знаний и навыков, присущих продавцам низшей категории. При установлении категорий учитываются требования квалификационных характеристик и определенный стаж работы. Так, вторая категория присваивается при стаже работы в должности продавца третьей категории не менее двух лет, а первая категория – при стаже работы в должности продавца второй категории не менее пяти лет (кроме продавцов со средним специальным образованием, которым сразу устанавливается первая категория). Данный порядок определен дополнениями и изменениями к квалификационному справочнику профессий рабочих, которым утверждены месячные оклады.

Основными задачами бухгалтерского учета заработной платы на торговом предприятии являются:

-       правильное и своевременное начисление заработной платы и выдача ее в установленные сроки;

-       правильное распределение сумм начисленной заработной платы по направлениям затрат;

-       правильное и своевременное удержание и перечисление налога на доходы физических лиц;

-       правильное начисление и своевременное перечисление единого социального налога (обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды), удержаний за причиненный предприятию материальный ущерб, по исполнительным листам в пользу отдельных юридических и физических лиц;

-       сбор и группировка показателей по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления отчетности.


11.2 Порядок расчета заработной платы работников торговли

 

Предприятия самостоятельно, но в соответствии с законодательством устанавливают штатное расписание, формы и системы оплаты труда, премирования

Различают две основные формы оплаты труда: сдельную (когда в основу расчета берется объем работы и расценка за выполнение его единицы) и повременную (за основу – тарифная ставка за час работы или оклад и отработанное время) Кроме того, возможно применение разновидностей этих форм (простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная и т.д.)

Оплату труда таких категорий работников, как продавцы, заведующие секциями, отделами или предприятиями розничной торговли, не освобо­жденные от основной работы (за прилавком), контролеры-кассиры, кон­тролеры, кассиры и т.п., рекомендуется установить в зависимости от фактически выполнен­ною товарооборота.

При организации оплаты труда продавцов может быть использована смешанная оплата труда, сочетающая повременную и сдельную формы оплаты труда. При смешанной оплате устанавливается месячный оклад и доля оклада, выплачиваемая повременно. Из оставшейся доли оклада рассчитывается сдельная расценка, исходя из предполагаемого среднемесячного товарооборота Заработная плата за истекший месяц при смешанной оплате труда складывается из части оклада (тарифной ставки) за отработанное время и сдельной части заработка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.