Рефераты. Учет расчетов по единому социальному налогу

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год, а отчетными признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Одна из особенностей налога – применение регрессивной шкалы налогообложения, что означает снижение ставки налога с увеличением налоговой базы.

До 1 января 2005 г. применение регрессивной шкалы ставок было возможно только при условии, что на момент уплаты авансовых платежей накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла не менее 2500 руб.

Если это условие не выполнялось,то налогоплательщик  терял право  на   ее

применение до конца календарного года независимо от фактической величины налоговой базы по каждому физическому лицу.

С 1 января 2005 г. такое условие отменено. Это значительно облегчает работу по исчислению налога особенно у тех организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Кроме того, появляется возможность применять регрессивные ставки налога теми организациями, которые начисляют выплаты в пользу физических лиц не с момента ее регистрации, а несколько позднее.

Ставки снижаются по мере увеличения налоговой базы. Интервал налоговой базы с 1 января 2005 г. меняется. Если до 1 января 2005 г. самая высокая ставка налога применялась при условии налоговой базы на каждого работника нарастающим итогом до 100 000 руб., то с 1 января 2005 г. – до 280 000 руб. При этом  вместо четырех интервалов ставки предусмотрено три. Во втором интервале налоговая база от 280 001 руб. до 600 000 руб. (ставка налога – 72000 руб. плюс 10% с суммы превышения 600 000 руб.), в третьем – свыше 600 000 руб. (ставка налога – 104 800 руб. плюс 2% с суммы превышения 600 000 руб.).

Положительный эффект от снижения налоговых ставок, безусловно, смогут ощутить те налогоплательщики, у которых выплаты на одно физическое лицо не превышают 100 000 руб. за налоговый период. Регрессивную шкалу ставок не смогут применять большинство налогоплательщиков, поскольку сумма выплат у них на  одно физическое лицо в месяц не превысит 280 000 руб.

Сумма налога определяется  как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, осуществляющие выплаты в пользу  физических лиц, самостоятельно исчисляют сумму налога. При этом налоговая база определяется по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налогоплательщики в течении отчетного периода по итогам каждого календарного  месяца исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу. Сумма ежемесячного платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. 

Уплата ежемесячного авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается не сумму страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет за тот же период.

Однако по страховым взносам не предусмотрены льготы по выплатам в размере не более 100 000 руб., начисленным на каждое физическое лицо – инвалида I, II или III группы.

Регрессивная     шкала     ставок    страховых    взносов    на     обязательное пенсионное страхование  учитывает   возрастные  группы,  в    пользу    которых

начисляются выплаты.

С 1 января 2005 г. предусмотрены две возрастные группы физических лиц: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. При этом страховые взносы на выплаты в пользу физических лиц до 1966 года рождения целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в пользу физических лиц 1967 года  рождения  и  моложе –  на  финансирование страховой накопительной части  трудовой   пенсии.   Если    по

итогам налогового периода  сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей) превысит сумму налогового вычета, то эта разница подлежит возврату налогоплательщику.

Необходимо иметь в виду, что сумма налога,  подлежащая уплате в ФСС, уменьшается налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельных расходов на цели государственного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Если расходы на  государственное социальное страхование превышают сумму налога, начисленную в ФСС РФ, то эта разница возмещается отделениями Фонда социального страхования.

Данные о сумме уплаченных (начисленных) авансовых платежей, а также о сумме налогового вычета и суммах фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщик должен отразить в расчетах, представленных в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего отчетным периодом по форме, утвержденной Минфином РФ.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течении налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику. (16, С.90 – 92).    

 

1.2. Нормативные документы, регулирующие порядок

начислений и уплаты по ЕСН

К нормативным документам, регулирующим порядок начислений и уплаты ЕСН относятся:

1.     Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

2.     Трудовой кодекс РФ;

3.     Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

4.     Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

5.     Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;

6.     Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. №  167-ФЗ    «Об    обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

7.     Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

8.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании     от       несчастных       случаев     на        производстве     и

профессиональных заболеваний»;

9.     Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях   в Российской Федерации»;

10. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О   медицинском     страховании 

граждан в Российской Федерации»;

11. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете     Пенсионного    фонда Российской Федерации на 2002 год»;

12. Письмо МНС России от 29 июля 2002 г. № СА-6-05/1106 «Об уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

13. Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 «Об  исчислении пособий по беременности и родам»;

14. Письмо Минфина России от 29 ноября 2004 г. № 09-05-02/1740 «О применении регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

15.  Письмо ФСС РФ от 21 июня 2001 г. № 02-18/05-4479 «Об уплате единого социального налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

 

1.3. Синтетический и аналитический учет

начислений и платежей по ЕСН

В бухгалтерском учете для учета расчетов по ЕСН используется пассивный счет 69 «Расчеты по   социальному    страхованию и   обеспечению».

Счет 69 «Расчеты по   социальному    страхованию и   обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»,

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69-1 «Расчеты   по  социальному  страхованию»   учитываются

расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 «Расчете по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69  «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

а)     счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет  организации;

б)    счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в  части  расчетов с   виновными  лицами)

отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхования и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование. (19, С. 103 – 104).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.