Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский филиал
Экономический факультет
Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»
Учет расчетов по единому социальному налогу
(курсовая работа)
Исполнитель: студент 3 курса ________Самерханова Л.Ф.
Научный руководитель: ассистент ________Багаев И.В.
Набережные Челны – 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………………………….5
1.1. Структура, объекты обложения и ставки ЕСН…………………………….5
1.2. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты
по ЕСН……………………………………………………………..................9
1.3. Синтетический и аналитический учет начислений и платежей
по ЕСН………………………………………………………...……………..11
1.4. Суммы и льготы, уменьшающие платежи по ЕСН………………………13
2. РАСЧЕТЫ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ
ООО «АКТИВ»……………………………………………………………………..18
2.1. Учет расчетов с Фондом социального страхования……………………...18
2.2. Учет расчетов с Пенсионным фондом и бюджетом……………………...20
2.3. Учет расчетов с Фондом обязательного медицинского
страхования…………………………………………………………………22
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов по единому социальному налогу. Для этого необходимо решить следующие задачи:
а) разобрать элементы налогообложения;
б) установить ставки ЕСН;
в) определить суммы, не подлежащие налогообложению и налоговые льготы;
г) изучить учет расчетов с внебюджетными фондами.
Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (затем Министерство по налогам и сборам РФ в 2004 г. упразднено и ныне входит в состав Министерства финансов РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
Теперь же, после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года, вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый
социальный налог (ЕСН).
Единый социальный налог является серьезным новаторством. Этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет.
Основное назначение этого налога осталось прежним — обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118-ФЗ осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСН КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА
1.1. Структура, объекты обложения и ставки ЕСН
Единый социальный налог действует в соответствии с гл. 24 НК РФ и как федеральный налог обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Налогоплательщиками ЕСН являются:
1. Лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты (не производящие выплаты физическим лицам).
Налог предназначен для уплаты в:
a) Федеральный бюджет;
б) Фонд социального страхования (ФСС) РФ;
в) Фонд обязательного медицинского страхования РФ: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) РФ.
Необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели и адвокаты, не производящие выплаты в пользу физических лиц, не уплачивают налог в ФСС РФ. (16, С.88 – 89).
Объект налогообложения:
1. Объектом налогообложения для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемые индивидуальным предпринимателями осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско – правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а так же по авторским договорам.
2. Объектом налогообложения у индивидуальных предпринимателей - не работодателей признаются доходы от предпринимательской либо профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. Указанные в п. 1 ст. 235 НК выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
a) у налогоплательщиков – организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
б) у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде. (18,С.213).
Ставки налога
Таблица
Ставки налога для лиц производящих выплаты физическим лицам
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд обязательного медицинского страхования
Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
1
2
3
4
5
6
До 280 000 руб-
лей
20,0 процента
3,2 процента
0,8 процента
2,0 процента
26,0 процента
От 280001 руб- ля до 600 000 рублей
56000 рублей + 7,9процента с суммы, пре-
вышающей 280000 рублей
8960 рублей + 1,1 процента с суммы, пре-
2240 рублей + 0,5 процента с суммы превышающей 280 000 рублей
5600 рублей + 0,5 процента с суммы превышающей 280 000 рублей
72 800 руб + 10,0 процента с суммы, пре- вышающей 280 000 руб
Продолжение таблицы
Свыше 600 000 рублей
81280 рублей + 2,0 процента с суммы, пре-
12480 рублей
3840 рублей
7200 рублей
104 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5