В
п. 3 — тарифные ставки, рассчитанные исходя из 40-часовой рабочей недели
и установленной на первый квартал 1999 года месячной ставки рабочего первого
разряда в размере 430 рублей при сохранении тарифных коэффициентов, указанных
в п. 2 (25).
При
выполнении более сложных специальных работ в особых условиях используются
повышенные тарифные ставки. Доплаты за условия труда предусмотрены статьей 82
КЗоТ РФ, однако размеры их законом не регламентированы. Как правило, на
строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с тяжелыми и вредными
условиями труда тарифные ставки рабочих повышаются до 12%, а на работах с особо
тяжелыми и особо вредными условиями труда — до 24%.
Нормирование труда предусматривает установление меры
затрат труда на изготовление единицы изделия (шт., м., т), за единицу времени
(час, смену, месяц) или выполнение заданного объема работы в определенных организационно
- технических условиях.
Нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания,
численности) устанавливаются для работников в соответствии с достигнутой уровнем
техники, технологии, организации производства и труда.
Норма выработки устанавливает количество натуральных
единиц продукции (шт., м., т), которое должно быть изготовлено и получено в
нормальных условиях работы за единицу времени (час, смену, месяц).
Норма времени предусматривает время, необходимое для
выполнения работы в определенных организационно-технических условиях.
Исходной базой для формирования норм труда являются
применяемые в строительстве производственные нормы, разрабатываемые в
соответствии с главой VII КЗоТ РФ.
Производственные нормы труда подразделяются на:
—
Единые нормы (ЕНиР),
утвержденные Госстроем СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС (около 80 тыс. норм);
—
Ведомственные нормы
(ВНиР), утвержденные отдельными министерствами и ведомствами по согласованию с
соответствующими комитетами профсоюза (около 66 тыс. норм);
—
Типовые нормы (ТНиР),
которые разрабатываются на новые виды работ, выполняемые по типовой технологии
в различных организациях;
—
Местные нормы (МНиР),
которые разрабатываются на работы, не охваченные указанными выше нормами, и
утверждаются непосредственно руководителем организации по согласованию с
профсоюзным или другим представительным органом, отражающим интересы наемных работников.