Рефераты. Учет и оценка факторинговых операций

По мнению многих специалистов, факторинг – очень дорогой инструмент финансирования. И это является основным его недостатком. Очень большое влияние на стоимость услуг оказывает фиксированный сбор за обработку документов и управление дебиторской задолженностью. По некоторым поставкам вознаграждение может достигать 100%. Это отпугивает компании, занимающиеся поставкой, и они предпочитают воспользоваться краткосрочным займом.

В настоящие время факторинговый бизнес развивается быстрыми темпами. Банки с целью сохранения конкурентоспособности вынуждены разрабатывать гибкую тарифную политику. Необходимо отметить, что при заключении договора факторинга банки, как правило, готовы учитывать индивидуальные особенности своих клиентов. Так, на размер комиссии влияют количество дебиторов у предприятия, сумма оборота в рамках факторинговых услуг. Огромную роль в стоимости услуг играет срок отсрочки платежа, объемы поставок и качество дебиторской задолженности.

Стоимость же банковского кредита складывается из:

1.                      комиссий за открытие и ведение счета;

2.                      процентной ставки за пользование кредитными ресурсами (от 10%)

3.                      расходов, связанных с документарными операциями (2-5%), оформлением залоговых документов и др.

"Сравнивать же факторинг с прочими видами финансирования будет непоказательно, т. к. это будет сравнение одной услуги (кредит) с комплексом услуг (факторинг), — считают специалисты МДМ-Банка. — Если же говорить о математическом сравнении номинальных ставок, то факторинг обычно на 20—70% дает большую цифру в сравнении с кредитом. Эффективная же ставка зависит от особенности компании, в некоторых случаях реально факторинг получается дешевле кредитования, в некоторых, таких большинство, дороже. Хотя и тут стоит уточнить, что правильнее рассуждать не о том, что дешевле, а о том, что выгоднее. Важна цель, которая стоит перед компанией. Если цель — активный рост, то его обеспечит факторинг, причем он будет выгоден, даже если потребует вдвое больших затрат, но обеспечит, например, троекратный рост бизнеса".
Таким образом можно сделать вывод, что принятие решения о выборе инструмента финансирования зависит от поставленных целей хозяйствующего субъекта. Для предприятий-поставщиков, имеющих постоянных, стабильных платежеспособных покупателей продукции, следует рассмотреть факторинговые схемы. А для покрытия кассовых разрывов проще взять банковский кредит.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения рынка факторинга. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, в 2005 году рынок факторинга оценивался в 108 млрд. руб., то в 2006 году эти показатели должны были составить 232 млрд. руб., в 2007 - 469 млрд. руб., в 2008 – 980 млрд. По данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2006 году объем рынка факторинга в России оценивался примерно в $5,5 млрд. На данный момент на нем действуют свыше 200 специализированных фирм и более 100 банков.

Об этой тенденции свидетельствуют и показатели объема факторинговых услуг Банка НФК. Так, в сентябре 2006 года совокупный оборот по факторинговым операциям составил более 3 млрд. рублей. Сумма выданных поручительств составила более 0,66 млрд. руб. А на январь 2007 года эти показатели составили соответственно 4,9 млрд. руб. и 1,1 млрд. руб.

 

Так же можно проследить и изменение стоимости факторинговых услуг. Для этого рассмотрим тарифы нескольких участников рынка данных услуг:

1. «Промсвязьбанк».

Таблица 2. Тарифы

Период

2004

2005

2006

Сбор за обработку документов (руб.)

50

10

10

Факторинговая комиссия (%)

0,3

0,1

0,1

Ставка за кредит (%)

18

14

12

 

2. «Номос-Банк».

Таблица 3. Тарифы

Период

2004

2005

Совокупная стоимость услуг (%)

30-36

21-28





3. ООО «Кредитный и Финансовый консультант».

Таблица 4. Тарифы

Период

2005

2006

2007

Срок отсрочки платежа (дн.)

90

120

270

Факторинговая комиссия

0,2-1%, но не менее 30000 руб.

--

20000 руб.

Ставка за кредит (%)

От 12,5

От 11

От 9


Исходя из данных таблиц 2,3 и 4 можно сделать вывод о намечающейся тенденции снижения стоимости факторинговых услуг. Это и  является причиной высоких темпов развития рынка факторинговых услуг. Так как данный продукт становиться более привлекательным для поставщиков товаров фирмы-факторы приобретают возможность увеличить оборот по факторинговым операциям.


2.2. Расчет стоимости факторингового обслуживания.

Как отмечалось ранее, банковское вознаграждение за факторинг складывается из трех составляющих: фиксированного сбора за обработку документов; платы за управление дебиторской задолженностью, т.е комиссии фактора и платы за кредит. Существуют различные факторы, влияющие на тот или иной элемент стоимости. Например на комиссионное вознаграждение влияют следующие факторы:

·  Состав факторинга, т.е. перечень услуг, предоставляемых в рамках договора;

·  Масштабы и структура производства покупателей;

·  Платежеспособность покупателей;

·  Конъюнктура банковского и товарного рынков.

Что касается процентной ставки за кредитные средства, то здесь можно отметить следующие факторы:

·  Кредитоспособность клиента;

·  Уровень суммарного риска;

·  Срочность погашения.

 Исходя из основных элементов цены факторингового обслуживания его стоимость можно просчитать по формуле:


Sфакт  = [ (% по кредиту * средний срок оборачиваемости средств в расчетах с покупателями) / 360 ] + комиссия + фиксированный сбор


При анализе факторинговой деятельности особое внимание уделяется определению доходности данных операций.

Для примера можно сравнить уровень доходности по факторингу в различных банках . Рассмотрим пример расчета дохода «Промсвязьбанка» и ООО «Кредитный и финансовый консультант» от факторинговой деятельности на основе данных таблицы 2 и 4.

Книготорговое объединение заключает с данными факторами договора на факторское обслуживание. В соответствии с условиями договоров установлено, что авансовые платежи по предварительной оплате счетов-фактур составляют 80% суммы счета. Средняя оборачиваемость счетов-фактур – 30 дней. Ежемесячно объединение уступает счетов-фактур на 975 тыс. руб. договор заключен без права регресса. Комиссионное вознаграждение за факторское обслуживание определено «Промсвязьбанком» в размере 0,1% годовых от суммы оборота счетов., а ООО «Кредитный финансовый консультант» в размере 20000 руб. Процентная ставка за кредит составляет 12% и 9% годовых соответственно. Ежемесячно объединение уступает каждому фактору счетов-фактур на 975 тыс. руб. договора заключены без права регресса. Рассчитаем суммы ежегодного дохода обоих факторов от обслуживания книготоргового предприятия.

Для решения данной задачи необходимо рассчитать следующее:

1.                      Объем кредитных ресурсов за 1 поставку составляет

975000*0,8=780000 (руб.)

2.                      количество поставок за 1 год

360/30=12

3.                      объем кредитных ресурсов за 1 год

780000*12=9360000 (руб.)

4.                      стоимость кредитных ресурсов

«Промсвязьбанка» составит

9360000*0,12=1123200 (руб.)

ООО «Кредитны и финансовый консультант»

9360000*0,09=842400 (руб.)

5.                      факторинговая комиссия

«Промсвязьбанка»  9360000*0,001=9360 (руб.)

ООО «Кредитны и финансовый консультант»  20000 (руб.)

Итого годовой доход «Промсвязьбанка» составит

1123200+9360=1132560 (руб.),

а ООО «Кредитны и финансовый консультант» -

842400+20000=862400 (руб.).


Исходя из данных расчетов можно сказать, что годовой доход «Промсвязьбанка» при одинаковой сумме поставки и сроков оборачиваемости счетов-фактур превышает доход ООО «Кредитны и финансовый консультант». Причиной этого является большая процентная ставка за кредитные ресурсы. Но так как факторинговая комиссия ООО «Кредитны и финансовый консультант» составляет фиксированную сумму, а не зависит от суммы принятой к оплате факторинга, то при заключении договора на срок менее года доход может быть выше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.