2 Технология осуществления коммерческих сделок предприятиями на примере сделки купли-продажи
Сделка – это коммерческий обмен товарами между двумя сторонами, действие устанавливающее, изменяющее и прекращающее правоотношения юридических и физических лиц.[2] В зависимости от специфики направлений коммерческо-предпринимательской деятельности различают: сделки купли-продажи, лизинговые сделки, бартерные сделки, сделки аренды и т.д.
Так как, по понятным причинам, мы одновременно не сможем рассмотреть их в данной курсовой, подробно рассмотрим технологию осуществления сделки купли-продажи и содержание договора купли–продажи, так как письменная форма сделки – договор. Сделка купли-продажи в предпринимательской деятельности является наиболее широко распространенным видом коммерческих отношений, поэтому ее обсуждение, рассмотрение, считаю, наиболее актуальным
2.1. Способы установления деловых контактов между покупателем и продавцом.
В практике коммерческой деятельности используются несколько способов выхода на партнера и установления с ним деловых контактов.
· Направить письменное предложение непосредственно одному или нескольким возможным покупателям.
· Принять и поддержать заказ покупателя на покупку определенной партии товаров. Направить покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта.
· Принять участие в тендерных торгах путем предоставления заказчику необходимой документации и согласия принять его заказ на изготовление и поставку нужной продукции.
· Принять участие в работе торгово-промышленных выставок и ярмарок в целях установления личных партнерских контактов.
· Направить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерении вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки.
· Направить проект контракта уже известному покупателю как результат уже согласованных условий поставок по телефону, телетайпу или на основе предварительной договоренности.
Эти и другие способы установления партнерских контактов между поставщиком и потребителем могут быть использованы как одной, так и другой стороной коммерческой сделки.
Если инициатива вступления в переговоры о заключении контракта купли-продажи исходит от продавца (изготовителя), то предпочтение в установлении контактов с покупателем отдается письменным предложениям, в виде офферты.
Офферта в коммерческой практике представляет собой письменное предложение возможному покупателю о продаже партии товара на определенных продавцом условиях.
В офферте должны содержаться все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, условия поставки, сроки поставки, цена, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки и др.
Различают два вида офферты: твердую и свободную. Твердая офферта - это письменное предложение на продажу определенной партии товаров, посланное одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим обязательством (предложением) и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю. Реализация твердой офферты имеет три варианта:
1. Покупатель согласен со всеми условиями, изложенными в офферте. В установленный в офферте срок покупатель акцептует офферту, т.е. высылает продавцу письменное согласие с условиями офферты. Затем следует заключение контракта.
2. Покупатель не согласен с одним или несколькими условиями офферты. При этом он направляет продавцу контрофферту с указанием своих условий и срока ответа на контрофферту. Если продавец согласен с условиями покупателя, изложенными в контрофферте, то в указанный срок извещает об этом покупателя. В этом случае договор будет заключаться с изменениями условий, сделанными покупателем в контроферте
3. Продавец не согласен с условиями покупателя, изложенными контрофферте. В этом случае он считает себя свободным от обязательств по офферте, о чем уведомляет покупателя либо посылает ему новую офферту с учетом приемлемой части предложений покупателя или на новых условиях, отличных от предложений покупателя.
Во всех случаях неполучение ответа от покупателя в течение установленного в офферте срока равносильно отказу покупателя от заключения сделки и освобождает продавца от сделанного предложения.
Свободная офферта делается на одну и ту же партию товаров нескольким покупателям. Она не устанавливает срока для ответа и потому не связывает офферента (продавца) своими обязательствами перед конкретным покупателем. Согласие покупателя с условиями, изложенными в свободной офферте, подтверждается твердой контроффертой.
Продавец акцептирует контрофферту, которую он получил раньше остальных или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку. Другие покупатели не вправе предъявлять какие-либо претензии продавцу, если он заключит сделку с предпочтительным покупателем, а не с ним.
Если инициатива вступления в контакты исходит от покупателя, то здесь в качестве исходных моментов выступает или заказ покупателя, или коммерческий запрос.
Продавец может либо принять этот заказ к исполнению и подтвердить это в письменной форме, либо отклонить заказ без объяснения каких-либо причин на это. Подтверждение заказа - это коммерческий документ, представляющий собой сообщение продавца (изготовителя) о принятии условий заказа без каких-либо оговорок и служащий основанием для заключения контракта.
Установленные таким образом партнерские контакты обеспечивают дальнейшее ведение коммерческих переговоров и взаимопонимание при заключении контрактов.[3]
По своему составу контракт купли-продажи включает вводную часть, существенные условия, дополнительные существенные условия, условия, регламентирующие исполнение обязательств, и заключительную часть.
Во вводной части контракта фиксируются начальные реквизиты сторон, место и дата подписания контракта.
К существенным условиям контракта относятся такие условия, без которых контракт становится безликим, неопределенным и необязательным и считается недействительным (ничтожным). К таким условиям относятся предмет договора и общие обязанности и права сторон договора по отношению к предмету договора.
К дополнительным существенным условиям относятся такие, без которых сделка (контракт) может быть признана судом или арбитражем недействительной. Для контракта купли-продажи такими условиями являются: количество, качество (сортность), комплектность товара, требования к таре и упаковке, цена единицы продукции и стоимость договора, порядок расчетов и др.
Условия, регламентирующие исполнение обязательств, включают согласование базисных условий поставки, места, сроков и порядка поставок, использования транспортных средств, имущественную ответственность сторон за исполнение договорных обязательств, порядок и причины досрочного расторжения договора, особые условия договора.
В заключительной части контракта фиксируются реквизиты сторон (почтовые, расчетные, транспортные), определяется дата вступления договора в силу, срок его действия, и все это удостоверяется подписью ответственных лиц, поименованных в вводной части контракта, и скрепляется печатью.
Порядок размещения отдельных условий (статей) по тексту контракта не регламентируется, однако в практике оформления коммерческих сделок принята определенная последовательность, которая включает:
1) определение сторон контракта;
2) предмет договора;
3) обязанности и права сторон договора;
4) количество и развернутый ассортимент товара, подлежащего поставке;
5) качество (сортность) и комплектность товара; 6)требования к таре и упаковке;
цену единицы продукции и общую стоимость договора;
условия и формы расчета;
место, сроки и порядок поставки товаров;
10) особые условия поставки;
11) имущественную ответственность сторон за исполнение условий договора;
12) порядок и условия досрочного расторжения договора;
13) дату вступления договора в силу и срок действия договора;
14) реквизиты и подписи сторон.
Каждая из этих статей определяет соответствующие условия договора по согласованию договаривающихся сторон или со ссылкой на действующие нормативные акты, нормативы и торговые обычаи.
На заглавном листе вверху ставится согласованный продавцом и покупателем номер контракта для учета и ссылки на него во взаимной деловой переписке, а также в товаросопроводительных и платежных документах. Если у продавца и покупателя приняты разные методы кодирования контрактов, то могут быть указаны два номера через дробь.
В левой верхней стороне заглавного листа указывается место (город) где заключен контракт, справа - дата его заключения, с которой в большинстве случаев начинается отсчет сроков выполнения обязательств сторон.
Более подробно условия контракта мы рассмотрим в практической части курсовой работы.
Временем заключения договора считается момент получения оферентом согласия акцептанта. Для договоров, по которым необходимо не только соглашение сторон, но и передача имущества, действует другое правило. Такие договоры считаются заключенными с момента передачи соответствующего имущества. Согласно (ст.433 ГК), договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или в месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст.444 ГК). Наконец, принят долгожданный Федеральный закон " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним " от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (Р.Г., 1997, 30 июля), вступающий в силу с 1 февраля 1998 года. В силу ст. 12 данного закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6