1.4. Подготовка руководителей
Подготовка руководителей имеет определенные особенности. В России она проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами. В частности, подготовка специалистов в части кадрового менеджмента осуществляется в различных высших учебных заведениях на основе Государственного Образовательного Стандарта высшего, профессионального образования.
Государственный образовательный стандарт является директивным документом, в соответствии с которым протекает учебный процесс.
В государственном стандарте указываются требования к специалисту, необходимый набор знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать, а также выделяются четыре цикла дисциплин:
1) цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
2) цикл общих математических и естественно-научных дисциплин;
3) цикл общепрофессиональных дисциплин;
4) цикл специальных дисциплин.
Так, в стандарте подготовки специалистов в области экономики груда и управления персоналом выделены такие требования, как знание этических и правовых норм, регулирующих межличностные отношения, способность находить нестандартные решения различных производственных и социальных задач, умение использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников и осуществлять мотивацию и стимулирование труда и др.
В цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделены:
v иностранный язык,
v история человечества,
v культурология,
v политология и.д.
К циклу общематематических и естественнонаучных дисциплин относятся:
v математика,
v линейная алгебра,
v математический анализ,
v теория вероятностей и математическая статистика,
v информатика,
v концепции современного естествознания.
Цикл общепрофессиональных дисциплин охватывает:
v экономическую теорию,
v статистику,
v бухгалтерский учет и т.д.
В цикл специальных дисциплин (т.е. дисциплин специализации) включены:
v экономика социально-трудовой сферы,
v рынок труда,
v поведение в организации,
v основы управления персоналом,
v информационные системы в управлении социально-трудовыми процессами,
v правовое регулирование социально-трудовых отношений,
v аудит и контроллинг персонала.
При этом по каждой дисциплине определен перечень вопросов, подлежащих обязательному освещению, и установлен объем времени для ее изучения в часах.
Утвержденный Государственный Образовательный стандарт становится основой для разработки учебных планов вузов, в которых, осуществляется подготовка будущих руководителей.
Все это, с одной стороны, унифицирует подготовку специалистов, в области управления и создает единое поле для конкуренции различных вузов, ведущих подготовку менеджеров. С другой стороны, единые стандарты не позволяют в полной мере учесть запросы конкретной отрасли или региона при подготовке специалистов, ибо стандарты унифицированы. Правда, в рамках стандартов имеется региональный и вузовский компоненты, т.е. оставлено определенное количество часов (около 20 % учебного времени) на усмотрение учебного заведения для учета потребностей отраслей и регионов.
Однако полученные знания устаревают и нуждаются в пополнении. Поэтому, процесс повышения квалификации и развития руководителей является одной из важнейших проблем управления персоналом.
Современные организации создают специальные системы подбора, развития и перемещения будущих руководителей. Обычно, такая система предполагает решение трех задач:
1) выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2) подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности;
3) обеспечение планового замещения освободившейся должности.
Большинство организаций при работе с резервом руководителей выделяют две группы:
1) преемников или дублеров;
2) молодых сотрудников с лидерским потенциалом.
Преемники и дублеры — кандидаты на замещение определенных ключевых должностей компании, которые уже готовы к работе в таких должностях или будут готовы к этому через определенное время.
Подготовка преемников — сложный многоступенчатый процесс, который можно представить в виде следующей схемы:
1) Определение ключевых должностей и плана их замещения.
2) Определение требований к руководителям.
3) Подбор кандидатов в резерв.
4) Определение потребностей развития.
5) Подготовка индивидуальных планов развития.
6) Реализация планов развития.
7) Оценка прогресса.
8) Готовность к должности.
9) Адаптация в новой должности.
Важный этап этого процесса — подбор кандидатов. Он осуществляется с учетом трех основных критериев:
1) соответствие индивидуальных характеристик профилю идеального сотрудника для данной должности (тесты и составление профессиограмм);
2) результаты работы в занимаемой в данный момент должности и в занимаемых ранее должностях;
3) степень готовности кандидата к занятию должности.
Вторым источником резерва руководящих кадров, как отмечалось, являются молодые сотрудники организации с лидерским потенциалом. Обычно в эту группу включаются молодые люди в возрасте до 35 лет, имеющие как минимум высшее образование и проявившие свои способности.
Организация (предприятие) готовит из них резерв для замещения руководящих должностей вообще.
Система работы с молодыми сотрудниками, выдвинутыми в кадровый резерв, строится обычно на следующих принципах.
1) «Больше — лучше, чем меньше», т.е. лучше включить в список двух кандидатов без потенциала, чем упустить одного с лидерским потенциалом.
2) Держать список открытым, т.е. возможность попасть в резерв должна сохраняться для всех сотрудников.
3) Не создавать особой касты, т.е. включение в резерв не должно повлечь за собой привилегий или гарантий профессионального роста.
4) Не упускать из виду целей развития, т.е. подготовка будущих руководителей должна носить максимально конкретный характер и оцениваться по достижениям в реализации основной цели – формирования будущих руководителей для данной организации.
5) Обеспечить участие высшего руководства фирмы в работе с резервом.
2. глава. Технология ОБУЧЕНИЯ в ОРГАНИЗАЦИИ на пример МУ УЖХ г.Кирова
2.1. Характеристика исследуемой организации.
В соответствии с утверждением новой структуры управления городским хозяйством, согласно распоряжению администрации г.Кирова № 2644 от 25.10.1997 г. «О создании Управления жилищного хозяйства г.Кирова» и с целью рационального использования бюджетных средств Управлением по делам муниципальной собственности г.Кирова были реорганизованы муниципальные унитарные предприятия «Управления жилищного хозяйства Ленинского, Октябрьского и Первомайского районов г.Кирова» и муниципальное предприятие «Служба заказчика жилищного хозяйства Нововятского района» путем слияния в муниципальное учреждение «Управление жилищного хозяйства г.Кирова» с 01.01.1998 года, далее МУ «УЖХ г.Кирова». Фактически произошло слияние жилищных хозяйств четырех районов г.Кирова.
МУ «УЖХ г.Кирова» создано в соответствии с распоряжением Главы Администрации г.Кирова № 3094 от 05.12.1997 г. Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности. Учредителем Учреждения является Управление (Комитет) по делам муниципальной собственности г.Кирова. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления деятельности в сфере жилищного хозяйства по выполнению функций единого заказчика на жилищно-коммунальные услуги. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, бюджетный и текущие счета в банках, обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством и не отвечает по обязательствам Учредителя. При недостаточности находящихся в распоряжении Учреждения средств субсидиарную ответственность по долгам Учреждения несет собственник имущества.
МУ УЖХ содержится за счет городского бюджета по смете расходов, утверждаемой Администрацией города. Структура и штаты утверждаются директором в пределах установленного в смете расходов фонда заработной платы. Учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения цели, ради которой оно создано в соответствии с Уставом. Доходы, получаемые от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываются на отдельном балансе и поступают в распоряжение Учреждения с согласия собственника.
Юридический адрес МУ УЖХ : 610017 , г. Киров ул. Красноармейская, дом 61.
Руководство МУ УЖХ осуществляется директором Кошурниковым Андреем Ильичом, действующим на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции. Директор МУ УЖХ назначается на должность по контракту и освобождается от должности Главой Администрации города.
Организационная структура МУ «УЖХ г.Кирова» представлена в приложении 1.
Предметом деятельности Учреждения является выполнение функций единого заказчика на жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с этим МУ УЖХ осуществляет следующие виды деятельности :
· Формирование и ведение единой общегородской базы данных муниципального жилого фонда;
· Организация содержания, технического обслуживания и ремонта находящегося в оперативном управлении муниципального имущества, обеспечение населения, предприятий и организаций города, взаимодействующих с Учреждением на договорной основе, жилищно-коммунальными услугами.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6