Рефераты. Теория экономического прогнозирования

В рыночной среде основополагающими становятся прогнозы сбыта и производства, а также прогноз предприятия в капитале (прогноз инвести­ций). При этом этапы процесса прогнозирования (рис. 4.2) базируются на определенной, только им присущей информации, разделяющей всю необ­ходимую информационную базу на три составляющие: информацию о внешней среде, информацию о хозяйственной деятельности предприятия и информацию о финансовой деятельности.

Большинство показателей при прогнозе объемов производства опре­деляются путем экстраполяции тенденций развития процессов и явлений из прошлого в будущее. Глубина используемой информации при построе­нии тренда зависит, во-первых, от начала развития тенденций (роста или снижения) и, во-вторых, от переломного периода в общей тенденции (на­пример, начала экономических преобразований в стране). Кроме экстрапо­лируемых данных, в прогнозе используются удельные показатели и норма­тивы.

Потребности в информации на каждом этапе прогнозирования пред­ставлены в таблице 4.1. Разработка прогноза начинается с изучения рынка, определения прогнозных цен на продукцию и установления возможностей предприятия по сбыту.

Прогноз сбыта

 

Прогноз производства

 
 

 


 

Рис. 4.2. Стадии реализации процесса прогнозирования

Следует учитывать, что прогноз есть вероятность наступления тех или иных событий и практически всегда в нем присутствует ошибка неоп­ределенности и случайного влияния на показатель неучтенных и редко происходящих фактов. Это означает, что «идеальный прогноз» часто не­возможен. Прогнозировать можно только область возможных состояний, дополняя экстраполируемое значение доверительным интервалом прогно­за. При прогнозировании деятельности предприятия наименее детермини­рованным событием является тенденция развития внешней среды, особен­но цен, так как они зачастую не зависят от деятельности самой хозяйст­венной структуры. Поэтому именно для прогноза ценовых индексов-дефляторов определяется область возможных значений, границы которой представляют собой пессимистический и оптимистический варианты раз­вития. Таким образом, дальнейшие расчеты ведутся по трем вариантам, добавляя к уже названным двум наиболее вероятный, соответствующий значениям линии тренда (т.е. средний вариант прогноза).

На динамику некоторых стоимостных показателей (затрат по стать­ям, капитальных вложений, отвлечений из прибыли) большое влияние ока­зывает инфляция. В результате того, что в последние годы уровень инфля­ции изменяется в больших пределах, ее влияние часто скрывало тенденции происходящих на предприятиях процессов.

Поэтому для учета инфляции всю, накопленную за предыдущие периоды стоимостную информацию приводят сначала в сопоставимый вид, освобождая ее от влияния инфляционных процессов (то есть к единым це­нам). Сопоставимыми ценами при этом выбирают цены, действующие в период разработки прогноза, связывая прошлые и будущие значения в те­кущем периоде, что позволяет предварительно оценить текущее состояние предприятия. Затем сопоставимые показатели экстраполируются, и полу­ченные прогнозные значения приводят к действующим в прогнозном пе­риоде ценам.

Анализ состава данных, применяемых для разработки прогнозной модели, позволяет сделать вывод о детерминированности (причинно-следственной обусловленности) между объемом производства и практиче­ски всеми показателями, отражающими деятельность хозяйственной структуры. Экономические результаты в большей степени зависят от влияния внешних факторов, часто носящих случайный характер (цены, темпы инфляции и т.п.).

Таблица 4.1 Характер информации для разработки прогнозной модели

Стадии процесса прогнозирования

Результирующие показатели

Характер информации

1 . Прогноз сбыта

Цена   на   продукцию   на внутреннем    и    внешнем рынках,     курс     доллара, суммы акциза, объемы выручки от прочей реализа­ции (работ, услуг)

Тенденции изменения индексов-дефляторов, тренды динамики курса доллара, ставок акциза, тенденции в объемах услуг, оказываемых на сто­рону (в натуральном и стоимостном выражении)

2. Прогноз произ­водства

Объемы производства про­дукции в целом по пред­приятию и по структурным подразделениям,  товарная продукция

Экстраполяция объемов производства за предшествующие периоды, норма­тив потерь при транспортировке про­дукции до потребителя, расход продукции на собственные нужды

3. Прогноз дохо­дов

Объемы  реализации   продукции, выручка от реали­зации   продукции,   общий объем доходов, чистая вы­ручка (без НДС и акцизов)

Остатки продукции на начало перио­да, период оборачиваемости остатков, среднесуточный объем производства, ожидаемая величина остатков продукции на конец периода, ставки НДС, уровень сопоставимых и дейст­вующих цен

4. Прогноз затрат

Смета затрат по статьям себестоимость основных видов продукции, себе стоимость единицы про­дукции, налоги, относи­мые на себестоимость

Распределение    затрат    на    условно-постоянные и условно -переменные, за­висимость изменения  численности от объема производства, динамика сред­ней заработной платы под влиянием инфляции,   тенденции    в    изменении амортизационных отчислений, измене­ние   переменных   затрат,   ожидаемый уровень прочих и общепроизводствен­ных затрат

5. Прогноз при­были

Прибыль от реализации продукции и услуг, ба­лансовая прибыль

Прогнозы доходов и затрат, расчет на­логов, относимых на прибыль, динами­ка отвлеченных денежных средств из прибыли под воздействием инфляции

6. Прогнозирова­ние инвестиций

Источники финансирова­ния и финансовые расходы, избыток (дефицит) денежных средств)

Прогноз амортизационных отчислений, прибыли, отвлечений из прибыли, по­полнение     собственных      оборотных средств,  прогноз  инвестиционной  ак­тивности

7. Прогноз денеж­ных поступлений

Объем реализации про­дукции по направлениям сбыта, чистая выручка от реализации продукции, услуг на сторону по на­правлениям, сумма де­нежных поступлений от потребителей продукция (работ, услуг)

Размер отгруженной продукции в нату­ральном и стоимостном выражении на начало года, средний срок транспортировки до потребителя, реализация про­дукции в прогнозном  периоде по от­грузке,  ожидаемый размер  отгруженной продукции на конец прогнозного периода,  ожидаемый  размер  дебитор­ской задолженности

8. Прогнозирова­ние денежных расходов

Сумма денежных расхо­дов

Прогноз капитальных  вложений,  про­гнозное значение налоговых платежей, эксплуатационные     расходы,     размер кредиторской задолженности на начало прогнозного периода,  период оборота кредиторской задолженности, ожидае­мая   величина  обязательств  на  конец прогнозного периода

9. Финансовый прогноз

Прогноз избытка или де­фицита денежных средств, возможность по­гашения недоимки в бюджеты и внебюджетные фонды, прогноз соз­дания резервов денежных средств

Остаток  средств   на   начало   периода, прогноз поступления и использования денежных   средств,   возможность   ис­пользования  краткосрочных  и  долго­срочных заемных средств, ожидаемый остаток средств на конец прогнозного периода

10. Прогнозный баланс

Распределение капитала предприятия по статьям агрегатированного балан­са, ликвидность, платёжеспособность, рентабельность капитана

Результаты расчётов на предыдущих стадиях прогноза

          

При разработке долгосрочных прогнозов объем информации может быть несколько сокращен в силу большой степени инерционности показа­телей и эволюторного характера их развития. Внимание при прогнозиро­вании при этом должно уделяться количественной оценке влияния «фоно­вых» параметров, формирующих внешнюю среду. В краткосрочном пе­риоде все больше возрастает зависимость результатов прогноза от объема информации.

С информационным обеспечением прогнозного моделирования свя­зан ряд проблем, которые во многом объясняются Действующей в настоя­щее время практикой учета и отчетности.

Во-первых, действующая государственная отчетность, ориентиро­ванная в основном на внешних пользователей, имеет периодический ха­рактер, где отсутствует информация по более мелким интервалам времени. Для получения более точных и надежных прогнозов необходимым являет­ся отслеживание устойчивой сопоставимой динамики, охватывающей как минимум 7-8 интервалов. Эта проблема особенно актуальна для информа­ции о стоимостных показателях, которая наиболее подвержена влиянию факторов неопределенности и зачастую трудно сопоставима.

Во-вторых, использование данных первичного учета для разработки прогнозов и принятия на их основе управленческих решений осложняется из-за отсутствия единообразия форм первичного учета, большого объема оперативной информации, которая зачастую носит разрозненный характер и не всегда систематизирована.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.