Рефераты. Теоретико-экономические аспекты вмешательства государства в экономику

Чаще всего авторы, характеризующие рынок общественных благ, выде­ляют свойства рыночных благ: неконкурентность и неисключаемость.

Ричард Масйгрейв[10] в своих работах, выделяя отсутствие конкурентно­сти в потреблении и неисключаемость из потребления, как свойства общест­венного блага, отличающие его от частного, обуславливает эти различия правом собственности. Рыночный механизм хорошо приспособлен для обеспечения частными благами, где обмен происходит, когда имеются в на­личии исключительные титулы собственности, потому что ими и обменива­ются. Этого нет в отношении общественных благ. Здесь было бы неэффек­тивно исключить какого-либо потребителя из участия в получении выгод от их потребления кого-либо другого. Выгоды от общественных благ не возме­щаются в правах собственности от индивидов, рынок не может функциони­ровать.

Интересным представляется подход английского экономиста А. Пигу[11] как еще одного сторонника теории благосостояния, к рассмотрению «фиаско рынка» при производстве общественных благ. Никогда не анализируя обще­ственные блага как экономическую категорию, он описывает ситуацию, не­посредственно связанную с их производством и распределением. А. Пигу характеризует момент, когда приобретение и использование блага  субъектом приносит выгоды или издержки другим, т.е. цена не отражает все выгоды и издержки, вызванные действиями отдельного субъекта.

Так как общественное благо характеризуется А.Пигу отсутствием конкурентности и неисключаемости в потреблении, то цена общественного блага отражает затраты производителя и предельную выгоду отдельного потребителя. Покупка общественного блага, однако, приносит доход всем другим лицам, желающим его получить, и для производителя и отдельного потребителя нет способа получить доход, переложив часть издержек на других, в результате частный интерес не учитывает эти дополнительные внешние эффекты. В итоге образуется разрыв между общественными и частными выгодами, а когда величины частных и общественных выгод не совпадают, то рынок бессилен в эффективном размещении ресурсов. Для выхода из этой ситуации А.Пигу предложил использовать систему государственных налогов и субсидий, позволяющих превратить скрытые издержки в явные, чтобы цена отражала внешние эффекты. Не замечая общественных благ, А.Пигу, по сути дела, объясняет дефекты рыночного механизма, расхождения между частными благами и общественными, где общественные блага выступают как крайний случай внешних эффектов.

Рассматривая позицию других авторов, стремящихся определить сущностные черты общественных благ, чаще всего называют коллективный характер потребления исследуемых благ. Р.Дорфман отмечает: «Общественные товары – это те, что потребляются скорее совместно, чем раздельно. Это товар, который волей-неволей загоняет нас в одну лодку. У них нет определенных издержек, которые можно было бы оценить, даже концептуально, в противоположность предметам, потребляемым индивидуально. Следовательно, у них не может быть и снижения предельных издержек» и далее он выделяет еще одну специфическую особенность общественного блага: «ими пользуются, но не потребляют, другими словами их полезность может быть получена без акта приобретения. Факт пользования общественным товаром часто является бессознательным и даже вынужденным»[12].

Здесь подчеркивается то обстоятельство, что выгоды от частных благ как благ индивидуального потребления основываются на их покупке, выгоды от общественных благ общество получает в результате производства таких благ. На основе анализа вышеназванных свойств общественных благ ряд экономистов делает заключение о необходимости выведения главной особенности общественных благ: т.к. нельзя быть исключенным из потребле­ния таких благ, причем все стремятся избежать расходов на их производство, то решение об их производстве на основе коллективных решений принимает государство. Отсюда вытекает еще одно свойство общественного блага: их предложение обеспечивается государством, причем государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах.

Аспект выделения индивидуальных потребностей в теории «обществен­ных благ» отражает практическую значимость деления рыночных благ на ча­стные и общественные, где общественные блага перестают быть предельно абстрактной дефиницией. Общественные блага связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой налоговую и бюджетную политику го­сударства. Если рекомендуется переложить на государство производство всех общественных благ, то это тождественно увеличению размеров госбюджета по сравнению с реально существующим за счет, например, национализации частного здравоохранения. Если предпринимается попытка сократить госу­дарственное финансирование общественных благ и передать их рынку, это равносильно требованию сократить объем государственных доходов и расхо­дов. То, что государству неизвестны индивидуальные потребности в общест­венных благах, фиксируется в качестве отдельного специфического свойства, характеризующего сущность общественных благ.

В научной и в теоретической литературе не существует единства мне­ний в определении специфических свойств общественных и частных благ. Авторы, рассматривающие проблемы теории государственных финансов и общественного сектора, называют как разное количество, так и совершенно различные особенности рыночных благ и варианты их сочетаний. Причем, если для западных ученых характерно выделение одного или двух наиболее значимых свойств благ, производимых в условиях современной смешанной экономики, то у отечественных экономистов наблюдается тенденция к мно­жественности характеристик рыночных благ, которые зачастую перекрывают или совпадают друг с другом.

Перечисление свойств рыночных благ на основе противопоставления черт частных и общественных благ можно представить следующим образом.

Общественные блага характеризуются следующими свойствами: неконку­рентностью в потреблении, неисключаемостью из потребления, неделимо­стью, обладают внешним потребительским эффектом, коллективностью в по­треблении, получение полезности от производства, предложение обеспечива­ется государством, неизвестны индивидуальные потребности, объем индиви­дуального потребления равен совокупному его предложению, низкая эла­стичность потребления, закрепленность в пространстве и во времени.

В большинстве экономических источников называют два основных свойства рыночных благ: конкурентность (неконкурентность) в потреблении и исключаемость (неисключаемость) в потреблении, остальные свойства выво­дятся из вышеназванных или считаются второстепенными. Но на основе вы­деления двух этих свойств трудно произвести отделение общественных благ от частных. В экономической литературе такие блага получили название «смешанных» благ, т.е. благ, сочетающих в себе свойства как частных, так и общественных благ.

Например, мировой океан с точки зрения мореплавания обладает свой­ством неконкурентности, но т.к. его рыбные ресурсы ограничены, то их по­требление одним пользователем наносит ущерб другим, следовательно, в ре­сурсной части океан конкурентен, и возможна передача его ресурсов в сферу частного предпринимательства.

Целый ряд благ рассматривается либо как конкурентные, либо как ис­ключаемые, либо как то и другое. Так, услуги образования конкурентны в по­треблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспече­нии образования для одного дополнительного лица, т.к. другим уделяется меньше внимания по мере роста числа лиц, находящихся в аудитории. Назна­чение платы за обучение может исключить возможность для отдельных групп лиц получать образование. Предоставление образования может осуществ­ляться как в частном, так и в государственном секторе, более того есть смысл говорить о промежуточном секторе: частное образование пользуется под­держкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаменталь­ных исследований, субсидий.

Методический подход выделения государственного и частного секторов в переходной экономике, вследствие деления благ на частные и обществен­ные, позволяет говорить о наличии промежуточного смешанного сектора.

Если общественное благо выступает критерием выделения минимально возможных границ общественного сектора, то смешанные блага дают пред­ставление о допустимых пределах промежуточного сектора. Смешанные блага зачастую производятся на основе сотрудничества и разделения функций между государственным и предпринимательским сектором, и имеет смысл говорить о минимизации участия государства в их создании и финансирова­нии. Однако нецелесообразным представляется полное самоустранение госу­дарства, речь идет об определении оптимальной меры и формы его участия. Для этого необходима четкая оценка, в какой мере рыночное благо можно отнести к «чисто» частному или смешанному. Свойства, характерные для ры­ночных благ, с трудом поддаются фиксации, обладают разной степенью ин­тенсивности проявления, множественностью и расплывчатостью характери­стик, что осложняет подобную оценку.

1.2 Принципы экономической классификации экономических благ

В интерпретации западных и отечественных экономистов неконкурент­ность и неисключаемость из потребления общественных благ звучат и как свойство, и как особенность, и как принцип исследуемых благ, что свидетель­ствует о слабой методологической разработанности изучаемой категории. Никоим образом не отвергая и не принижая значимость функционального анализа, позволяющего определить предельные величины, характерные для рыночных благ, осуществим попытку синтезировать данный метод с причин­ным, и на основе рассмотрения свойств рыночных благ определим экономи­ческие принципы классификации рыночных благ. Структурообразующим ус­ловием целенаправленного анализа рыночных благ является знание его ха­рактерных свойств, позволяющих выделить два крайних его полюса - обще­ственного и частного блага, а также промежуточного - смешанного. Выде­ление, соотношение, рассмотрение каждого в отдельности и позволили выра­зить такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общ­ность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Но даже такое знание порождает слабость и расплывчивость доказательств, ка­кое благо отнести к частному, какое к общественному или смешанному. Очевидно, что доказательство наличия или отсутствия специфического экономи­ческого принципа, т.е. основного исходного положения рыночных благ могло бы составить решающий аргумент окончательного выяснения вопроса деле­ния рыночных благ, а, следовательно, и секторов в экономике.

Первым принципом, выделяющим общественные блага из среды рыноч­ных благ, можно назвать принцип принуждения, соответственно частное бла­го будет выделяться на основе принципа убеждения или свободы производ­ства и потребления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.