Чаще всего авторы, характеризующие рынок общественных благ, выделяют свойства рыночных благ: неконкурентность и неисключаемость.
Ричард Масйгрейв[10] в своих работах, выделяя отсутствие конкурентности в потреблении и неисключаемость из потребления, как свойства общественного блага, отличающие его от частного, обуславливает эти различия правом собственности. Рыночный механизм хорошо приспособлен для обеспечения частными благами, где обмен происходит, когда имеются в наличии исключительные титулы собственности, потому что ими и обмениваются. Этого нет в отношении общественных благ. Здесь было бы неэффективно исключить какого-либо потребителя из участия в получении выгод от их потребления кого-либо другого. Выгоды от общественных благ не возмещаются в правах собственности от индивидов, рынок не может функционировать.
Интересным представляется подход английского экономиста А. Пигу[11] как еще одного сторонника теории благосостояния, к рассмотрению «фиаско рынка» при производстве общественных благ. Никогда не анализируя общественные блага как экономическую категорию, он описывает ситуацию, непосредственно связанную с их производством и распределением. А. Пигу характеризует момент, когда приобретение и использование блага субъектом приносит выгоды или издержки другим, т.е. цена не отражает все выгоды и издержки, вызванные действиями отдельного субъекта.
Так как общественное благо характеризуется А.Пигу отсутствием конкурентности и неисключаемости в потреблении, то цена общественного блага отражает затраты производителя и предельную выгоду отдельного потребителя. Покупка общественного блага, однако, приносит доход всем другим лицам, желающим его получить, и для производителя и отдельного потребителя нет способа получить доход, переложив часть издержек на других, в результате частный интерес не учитывает эти дополнительные внешние эффекты. В итоге образуется разрыв между общественными и частными выгодами, а когда величины частных и общественных выгод не совпадают, то рынок бессилен в эффективном размещении ресурсов. Для выхода из этой ситуации А.Пигу предложил использовать систему государственных налогов и субсидий, позволяющих превратить скрытые издержки в явные, чтобы цена отражала внешние эффекты. Не замечая общественных благ, А.Пигу, по сути дела, объясняет дефекты рыночного механизма, расхождения между частными благами и общественными, где общественные блага выступают как крайний случай внешних эффектов.
Рассматривая позицию других авторов, стремящихся определить сущностные черты общественных благ, чаще всего называют коллективный характер потребления исследуемых благ. Р.Дорфман отмечает: «Общественные товары – это те, что потребляются скорее совместно, чем раздельно. Это товар, который волей-неволей загоняет нас в одну лодку. У них нет определенных издержек, которые можно было бы оценить, даже концептуально, в противоположность предметам, потребляемым индивидуально. Следовательно, у них не может быть и снижения предельных издержек» и далее он выделяет еще одну специфическую особенность общественного блага: «ими пользуются, но не потребляют, другими словами их полезность может быть получена без акта приобретения. Факт пользования общественным товаром часто является бессознательным и даже вынужденным»[12].
Здесь подчеркивается то обстоятельство, что выгоды от частных благ как благ индивидуального потребления основываются на их покупке, выгоды от общественных благ общество получает в результате производства таких благ. На основе анализа вышеназванных свойств общественных благ ряд экономистов делает заключение о необходимости выведения главной особенности общественных благ: т.к. нельзя быть исключенным из потребления таких благ, причем все стремятся избежать расходов на их производство, то решение об их производстве на основе коллективных решений принимает государство. Отсюда вытекает еще одно свойство общественного блага: их предложение обеспечивается государством, причем государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах.
Аспект выделения индивидуальных потребностей в теории «общественных благ» отражает практическую значимость деления рыночных благ на частные и общественные, где общественные блага перестают быть предельно абстрактной дефиницией. Общественные блага связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой налоговую и бюджетную политику государства. Если рекомендуется переложить на государство производство всех общественных благ, то это тождественно увеличению размеров госбюджета по сравнению с реально существующим за счет, например, национализации частного здравоохранения. Если предпринимается попытка сократить государственное финансирование общественных благ и передать их рынку, это равносильно требованию сократить объем государственных доходов и расходов. То, что государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах, фиксируется в качестве отдельного специфического свойства, характеризующего сущность общественных благ.
В научной и в теоретической литературе не существует единства мнений в определении специфических свойств общественных и частных благ. Авторы, рассматривающие проблемы теории государственных финансов и общественного сектора, называют как разное количество, так и совершенно различные особенности рыночных благ и варианты их сочетаний. Причем, если для западных ученых характерно выделение одного или двух наиболее значимых свойств благ, производимых в условиях современной смешанной экономики, то у отечественных экономистов наблюдается тенденция к множественности характеристик рыночных благ, которые зачастую перекрывают или совпадают друг с другом.
Перечисление свойств рыночных благ на основе противопоставления черт частных и общественных благ можно представить следующим образом.
Общественные блага характеризуются следующими свойствами: неконкурентностью в потреблении, неисключаемостью из потребления, неделимостью, обладают внешним потребительским эффектом, коллективностью в потреблении, получение полезности от производства, предложение обеспечивается государством, неизвестны индивидуальные потребности, объем индивидуального потребления равен совокупному его предложению, низкая эластичность потребления, закрепленность в пространстве и во времени.
В большинстве экономических источников называют два основных свойства рыночных благ: конкурентность (неконкурентность) в потреблении и исключаемость (неисключаемость) в потреблении, остальные свойства выводятся из вышеназванных или считаются второстепенными. Но на основе выделения двух этих свойств трудно произвести отделение общественных благ от частных. В экономической литературе такие блага получили название «смешанных» благ, т.е. благ, сочетающих в себе свойства как частных, так и общественных благ.
Например, мировой океан с точки зрения мореплавания обладает свойством неконкурентности, но т.к. его рыбные ресурсы ограничены, то их потребление одним пользователем наносит ущерб другим, следовательно, в ресурсной части океан конкурентен, и возможна передача его ресурсов в сферу частного предпринимательства.
Целый ряд благ рассматривается либо как конкурентные, либо как исключаемые, либо как то и другое. Так, услуги образования конкурентны в потреблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспечении образования для одного дополнительного лица, т.к. другим уделяется меньше внимания по мере роста числа лиц, находящихся в аудитории. Назначение платы за обучение может исключить возможность для отдельных групп лиц получать образование. Предоставление образования может осуществляться как в частном, так и в государственном секторе, более того есть смысл говорить о промежуточном секторе: частное образование пользуется поддержкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаментальных исследований, субсидий.
Методический подход выделения государственного и частного секторов в переходной экономике, вследствие деления благ на частные и общественные, позволяет говорить о наличии промежуточного смешанного сектора.
Если общественное благо выступает критерием выделения минимально возможных границ общественного сектора, то смешанные блага дают представление о допустимых пределах промежуточного сектора. Смешанные блага зачастую производятся на основе сотрудничества и разделения функций между государственным и предпринимательским сектором, и имеет смысл говорить о минимизации участия государства в их создании и финансировании. Однако нецелесообразным представляется полное самоустранение государства, речь идет об определении оптимальной меры и формы его участия. Для этого необходима четкая оценка, в какой мере рыночное благо можно отнести к «чисто» частному или смешанному. Свойства, характерные для рыночных благ, с трудом поддаются фиксации, обладают разной степенью интенсивности проявления, множественностью и расплывчатостью характеристик, что осложняет подобную оценку.
1.2 Принципы экономической классификации экономических благ
В интерпретации западных и отечественных экономистов неконкурентность и неисключаемость из потребления общественных благ звучат и как свойство, и как особенность, и как принцип исследуемых благ, что свидетельствует о слабой методологической разработанности изучаемой категории. Никоим образом не отвергая и не принижая значимость функционального анализа, позволяющего определить предельные величины, характерные для рыночных благ, осуществим попытку синтезировать данный метод с причинным, и на основе рассмотрения свойств рыночных благ определим экономические принципы классификации рыночных благ. Структурообразующим условием целенаправленного анализа рыночных благ является знание его характерных свойств, позволяющих выделить два крайних его полюса - общественного и частного блага, а также промежуточного - смешанного. Выделение, соотношение, рассмотрение каждого в отдельности и позволили выразить такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Но даже такое знание порождает слабость и расплывчивость доказательств, какое благо отнести к частному, какое к общественному или смешанному. Очевидно, что доказательство наличия или отсутствия специфического экономического принципа, т.е. основного исходного положения рыночных благ могло бы составить решающий аргумент окончательного выяснения вопроса деления рыночных благ, а, следовательно, и секторов в экономике.
Первым принципом, выделяющим общественные блага из среды рыночных благ, можно назвать принцип принуждения, соответственно частное благо будет выделяться на основе принципа убеждения или свободы производства и потребления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5