В то же время меры государства по стимулированию спроса обусловили высокий уровень инфляции в экономике. Практическое воплощение рекомендаций Дж. Кейнса совпало в 70-е гг. со структурным кризисом, что привело к усилению неравновесия на рынке рабочей силы, к возникновению новых диспропорций. Все это обусловило серьезный кризис кейнсианства и возврат к неоклассическому направлению в экономической теории.
В 80-е гг. усилились позиции монетаристской школы, возглавляемой М. Фридменом, разработавшим политику сдерживания, а также и теории экономики предложения А. Лаффера. Монетаристы главной причиной нестабильности экономической системы считали нарушение законов денежного обращения, отклонение от равновесного уровня цен и количества денег в обращении вследствие стимулирования спроса государством, чрезмерного вмешательства государства в экономику. Устранение этих диспропорций возможно, по их мнению, путем ограничения кредитно-денежной массы в обращении (поддерживать темпы роста на уровне не более 5 % в год), сокращения производственного и потребительского спроса. Что касается дисбаланса на рынке рабочей силы, то сторонники монетаризма выступают против полной занятости, ратуют за естественный уровень безработицы, который определяется законом спроса и предложения и не вызывает повышения цен. Теория экономики предложения была ориентирована на стимулирование предложения путем сокращения налогов с предпринимателей, что ведет к расширению производственных мощностей, росту занятости и т. д.
Эти идеи были взяты на вооружение в США, Великобритании, некоторых других странах. Но кризис 1980-1982 гг. и продолжительный застой в послекризисный период в странах Западной Европы показали неэффективность рекомендаций монетаристов. В последующие годы некоторые страны обратились к неокейнсианскому и некоторым аспектам неоклассического направлений, пытаясь объединить идеи регулирования эффективного спроса и поддержания высокого уровня занятости с различными методами борьбы с инфляцией.
Приверженец идей кейнсианского направления в экономической теории П. Раймент писал, что «Трансформация западного капитализма, стала результатом попыток поднять эффективность рыночной системы путем корректировки ее недостатков, за счет развития сотрудничества между бизнесом и государством в сферах долгосрочных инвестиций, НИОКР, образования и т.д. Такая политика, соответствующая кейнсианской теории управления спросом составила базис того, что в послевоенный период получило название «смешанной» экономики»[5].
Представители экономической теории неоконсервативного толка, в свою очередь, считают необходимым минимизировать прерогативы государства, увеличив самостоятельность рыночных хозяйствующих субъектов, и выступают с критикой сторонников активного государственного вмешательства. Так, американский экономист Питер Бетке отмечал, что: «Те, кто собирается осуществить кейнсианское макроэкономическое вмешательство, столь же понимают природу экономической жизни, которой они намерены управлять, как и советские плановики»[6]
В моделях кейнсианцев и неоклассиков, рассматривающих соотношение государства и рынка, используется различный объект исследования. Кейнси-анцы трактовали макроэкономический анализ как естественную сферу деятельности государства, где предполагается, что главную роль в проведении экономической политики играет правительство. Сторонники неоклассической модели в центр внимания ставили микроэкономический анализ, т.е. рассматривали взаимодействие отдельных потребителей и фирм. Здесь теоретическая методология отправляется от предположения о том, что рынки функционируют лучше при отсутствии государственного вмешательства, и только в тех ситуациях, когда рынок обнаруживает свою «недостаточность», возможно государственное вмешательство.
Соединил эти два соперничающих и противоречащих друг другу направлений в экономической теории П.Самуэльсон. Существовавшее разделение теории на две части, одна из которых признавала практическую необходимость государственного вмешательства в иррациональную стихию экономических процессов, а другая не уставала превозносить эффективность поведения экономических агентов, свободных от государственного регулирования было доведено до уровня конкретных экономических методов. Природе микроэкономического анализа внутренне присуще отрицание признания ведущей роли государства, а в последние годы это теоретическое предубеждение было усилено ростом политической непопулярности сильного государства вообще (как в микроэкономической, так и в макроэкономической сферах). Экономисты стали придерживаться более ортодоксальных прорыночных взглядов, обусловленных тем, что практические рекомендации теоретиков кейнсианства способствовали созданию кризисной ситуации 70-х годов нашего века, справиться с которой рыночной системе оказалось не под силу. Понадобились реформы государственного регулирования, сильнодействующие меры консерваторов 80-х годов. Поэтому неоклассический взгляд на соотношение рынка и государства является весьма актуальным в нашей стране, идущей к рынку от тотального огосударствления.
Вмешательство государства в экономику и выполнение им функциональных обязанностей, (при признании внутренне присущих рынку преимуществ, обеспечивающих эффективное распределение ресурсов) будет считаться целесообразным при обнаружении недостатков или «провалов» рынка. Как было сказано выше, рыночная система обнаруживает свою полную несостоятельность для достижения максимальной эффективности, когда это касается крайнего случая внешних эффектов - общественных благ, т.е. рынок в состоянии удовлетворить потребности в спросе только частных благ.
Отсюда следует, что к основному критерию целесообразности государственного вмешательства, следует отнести производства общественных благ. То есть, производство частных благ идеально подходит для рыночного сектора, а прерогативой государства должно стать обеспечение потребностей субъектов общественным благами.
Общественные блага можно рассматривать как основу определения границ рыночного сектора, т.е. рынок не способен обеспечить их производство. Чтобы оценить в какой степени необходимо обеспечение общественными благами, а значит, применение прямого вмешательства со стороны государства и корректирования спроса рыночного механизма, надлежит определить, какие блага следует отнести к общественным, какие к частным. Задача данного исследования и заключается в определении сущностных характеристик рыночных благ, имманентно присущих им черт и принципов деления на частные и общественные, на основе которых возможно выделение оптимальных размеров государственного и частного секторов «смешанной» экономики.[7]
На особую природу общественных благ, отличающую их от частных, указывал еще итальянский экономист Уго Мацолла, писавший по проблемам государственных финансов, участия государства в экономической деятельности. Границы этого участия обосновываются в теории благосостояния А.Пигу. Вклад в развитие теории благосостояния как теории, определяющей пределы государственной вовлеченности (той части общественного производства, которую берет на себя государство с помощью бюджетного финансирования), связывают со шведскими учеными К.Викселем и Э.Линдалем. На недостаточность конкурентного рыночного механизма указывали видные представители неоклассической теории Л.Вальрас и Ф.Визер, считая целесообразным дополнение рыночного механизма государственным регулированием. Концепция общественного и частного блага рассматривается П.Самуэльсоном в «чистой теории государственных расходов». Опираются на позиции П. Самуэльсона и такие американские экономисты, как У.Поссен и С.Слуцкий, а также английский ученый Дж. Бартон. Исследованиями по предоставлению общественных благ занимались также Э.Б.Аткинсон, Дж Э. Стиглиц, Р. Коуз и др.
В рамках рыночной модели экономики происходит производство рыночных благ, под которыми можно понимать экономические блага, характеризующиеся ограниченностью или редкостью и с помощью которых удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования данной модели. Ввиду того, что рынок существует в «чисто»" виде, то уместно классифицировать рыночные блага, т.е. выделить такие соподчиненные понятия как частные и общественные блага.
В соответствии с принципами маржиналистской методологии экономическая роль государства может быть определена обеспечением населения общественными благами, и анализ этой роли возможен путем изучения предельных характеристик свободного рынка «общественных благ». Целесообразно рассмотреть дефиниции общественных и частных благ.
Благо является общественным, если, будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другим. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другими... без дополнительных затрат.
В определениях указывается на то, что потребление единицы частного
блага доступно только одному субъекту хозяйствования, а единица общественного блага может потребляться многими субъектами одновременно и независимо от того, кто оплатил это благо. Можно сказать, что в их потреблении субъекты не конкурируют друг с другом. В экономической литературе свойство блага одновременно входит в несколько функций потребления, т.е. потребляться многими без взаимного ущерба получило название «неконкурентности».
В ряде других экономических источников основополагающим свойством общественного блага выступает свойство «неисключаемости из потребления».
У американского экономиста Олсона Мансура «...общественные блага определяются как любой товар или услуга, которые удовлетворяют следующему требованию: если их потребляет любой индивид из группы , то их могут потреблять и все остальные члены группы. Другими словами, те, кто не покупают или не платят за это общественное благо, не могут быть исключены из его потребления (если же они исключаются, то мы имеем дело с необщественными благами)»[8]. Т.е. частные блага подвержены принципу исключения, когда те, кто не в состоянии платить за благо, исключаются из числа покупателей выгод, обеспечиваемых данным благом.
Определение по сути дела сводится к невозможности исключить общественное благо из потребления потенциальных его потребителей. Для некоторых общественных благ такое исключение из потребления физически возможно. Но как показал другой американский экономист Дж. Хэд[9], нет необходимости обеспечивать техническую невозможность исключения, достаточно, чтобы это было экономично. По его мнению, такая невозможность исключить из потребления является только одним из двух основных элементов понимания общественного блага. Другим, считает Дж. Хэд, является «совместность предложения» этого блага. Благо обладает такой «несовместимостью», когда потребление общественного блага одним индивидом не вызывает уменьшения объема потребления этого блага другим. По мнению Олсона Мансура, «совместимость» не является необходимым условием общественного блага, лишь некоторые будут иметь степень «совместимости», необходимого для определения блага как чистого общественного. Но в целом большинство общественных благ проявляют свойство «совместимости» в достаточной степени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5