Рефераты. Свободные экономические зоны России и перспективы их развития

 

Кииайская   практика   создания  СЭЗ    насчитывает    около 20   лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых  экономических районов(ОЭР). Все они расположенны в    юго-восточной части Китая.

 

ОЭР    ориентированны  на внешние рынки . Из пяти особых экономических районов экспортируется более  50 %    производимой    там   продукции  ;  развивается    здесь главным образом обрабатывающая   промышленность , а  также   сфера    НИОКР    и торгово - сбытовая сеть. На    территории       особых      районов         осуществляется  специфическая экономическая политика и особая система управления.  Иностранные инвесторы пользуютя там многими таможенными     и   налоговыми    льготами ,   им предоставлены большие права  и полномочия . Это позволяет    Китаю    приобретать самые совершеные виды техники и технологии, заимствовать  современные   методы управления производством , получать    надежную   информацию   о   положении   на мировых товарных и финансовых рынках,    повышать   уровень   подготовки    своих кадров.Всё это было достигнуто  после    ясно    заявленной      политичесаой      воли китайского руководства, а также в результате выполнения    огромной   строительной программы   ,   связанной        с    необходимостью        создания       современнейшей инфраструктуры. На 80 % затраты этого рода легли на китайскую сторону.

 

В       1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов - все крупные портовые города страны. Им отведена  роль   "окон"   и     посредников     на внешнем рынке . Созданные в этих городах зоны технико-экономического   освоения притягивают к себе иностранных инвесторов.   Число   совместных   предприятий    в этих городах исчисляется тысячами, а объём привлекаемых   капитальных   ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов.

 

С середины  90-х годов  в    СЭЗ   Китая   ежегодно    привлекается    около   40 млрд. долларов.

 

После   1991  года  статус  открытых  для внешнго мира получил и ряд приграничных городов . Приграничные  города   обладают  преимуществами  для развития торгово-экоомического   сотрудничества  с соседними странами. среди которых видное место занимает  Восточная Сибирь и Дальний Восток.

 

Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:

          -в производственной    сфере  из-за    опережающего   роста    обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы;

          -приоритетное       развитие   зон    привело   к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.

 

США

Первые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в   виде зон    внешней    торговли. Целью их была   активизация       внешнеторговой        деятельности        посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

 

При           этом     главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на    детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах,    выводились   из-под   таможенного контроля в США, если импортируемые в зону  товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и    тогда ,       когда      в    зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего   экспорта .  Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке          проходили        все          таможенные       процедуры , предусмотренные законодательством страны.

 

Также происходит ускоренное развитие и научно-технических зон.    В  1973    г     их

насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых.     Наиболее

крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая  долина") .

Она осуществляет 20% мирового производства средств  вычислительной  техники и

компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000   СЭЗ. Объем

инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных

рабочих мест - 100 тысяч.

 

 

 

Как        мы   видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями,  которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на    территории   целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой        деятельности   ,          увеличение      объемов экспорта, создание дополнительных    рабочих      мест,  стимулирование промышленного производства, привлечение    в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание       ежрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы    -   это  налоговые и таможенные льготы, различные преференции. Россия  ,        в    общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента          модернизации          экономики         и      привлечения    в     страну иностранныхинвестиций зональные    льготы        стали       средством           скрытого субсидирования    отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления     капиталов ,   впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие    условия ,    чтобы   преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот       определенным     предприятиям ,      отраслям    или территориям, а с целью стимулирования новых форм    хозяйствования      ,   промышленного    производства развития     внешнеэкономических      отношений, обеспечивающих технологический прорыв     России  в    ХХI     век .    Другое стратегически оправданное направление - реализация        преимуществ       транспортно -географического положения России и потенциала ее    припортовых  территорий.   Создание в некоторых районах широкой сети    свободных       таможенных       зон  ускорило        бы        интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки   товаров   и капиталов  ,     пока    что      направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР .

Таким         образом  ,    рассмотрение       мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

          -мировая        практика    показывает ,    что создание СЭЗ - весьма действенное направление     развития   экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание    и     развитие     свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных       приоритетных      экономических   задач, реализацию стратегических программ и проектов;

          -территории   ,      наиболее     благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение,  а   также   располагают   развитой транспортной,

производственной   и  социальной инфраструктоурой. В отдельных случаях создание СЭЗ   оказывается   целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не

обладающих         указанными      преимуществами   ,     но    располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов,      позволяющих      решать        важные долгосрочные общегосударственные задачи;

          -вопрос        о      свободных экономических зонах в России до сих пор решался

недостаточно       последовательно ,  при отсутствии конструктивной концептуальной

основы   и   достаточной    правовой  базы. Основной чертой этого процесса была его

жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ СЭЗ В РОССИИ

 

                         2.1. Типы российских СЭЗ

 

Практика    создания    имеющихся   и    проекты будущих СЭЗ на территории России

показывают, что в   зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие

основные типы:

          -комплексные зоны производственного характера;

          -внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного

производства и транзитные);

          -функциональные ,    или   отраслевые    (технологические парки, технополисы,

туристические, страховые, банковские и др.).

Эти    типы   зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны    многопрофильны  .    Они    формируются   и   на ограниченной территории, и    в   границах областей и других территориальных образований. В них создаются  условия   для   привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

 

К   комплексным   зонам    может    быть  отнесена (по крайней мере, по замыслам их

создателей  )    большая   часть   СЭЗ ,    создаваемых   в   России, в том числе - СЭЗ в

Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

 

Внешнеторговые  зоны  обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет

консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и

их транзита.

 

К    внешнеторговым    зонам    относятся ,   в    частности ,  зона свободной торговли

" Шерри-зон "  (около аэропорта "  Шереметьево  ")    ,   свободные таможенные зоны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.