Кииайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов(ОЭР). Все они расположенны в юго-восточной части Китая.
ОЭР ориентированны на внешние рынки . Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50 % производимой там продукции ; развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность , а также сфера НИОКР и торгово - сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуютя там многими таможенными и налоговыми льготами , им предоставлены большие права и полномочия . Это позволяет Китаю приобретать самые совершеные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством , получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.Всё это было достигнуто после ясно заявленной политичесаой воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы , связанной с необходимостью создания современнейшей инфраструктуры. На 80 % затраты этого рода легли на китайскую сторону.
В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов - все крупные портовые города страны. Им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке . Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объём привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов.
С середины 90-х годов в СЭЗ Китая ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов.
После 1991 года статус открытых для внешнго мира получил и ряд приграничных городов . Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экоомического сотрудничества с соседними странами. среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:
-в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы;
-приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.
США
Первые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.
При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда , когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта . Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры , предусмотренные законодательством страны.
Также происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г их
насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее
крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина") .
Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и
компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем
инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных
рабочих мест - 100 тысяч.
Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности , увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание ежрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции. Россия , в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранныхинвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов , впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия , чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям , отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования , промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век . Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно -географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов , пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР .
Таким образом , рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:
-мировая практика показывает , что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов;
-территории , наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,
производственной и социальной инфраструктоурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не
обладающих указанными преимуществами , но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи;
-вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался
недостаточно последовательно , при отсутствии конструктивной концептуальной
основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его
жесткая политизированность в ущерб экономической сути.
2. СОВРЕМЕННЫЕ СЭЗ В РОССИИ
2.1. Типы российских СЭЗ
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России
показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие
основные типы:
-комплексные зоны производственного характера;
-внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного
производства и транзитные);
-функциональные , или отраслевые (технологические парки, технополисы,
туристические, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны . Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их
создателей ) большая часть СЭЗ , создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в
Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет
консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и
их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся , в частности , зона свободной торговли
" Шерри-зон " (около аэропорта " Шереметьево ") , свободные таможенные зоны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5