Рефераты. Свободные экономические зоны России и перспективы их развития

 

Её    хозяйственно-правовой статус.     Набор    предоставленных зонам   льгот     был одинаков, а сами зоны рассматривались        уже не только  как внешне- ,    но  и   как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования. Хотя   принятые   решения   способствовали притоку в зоны иностранного  капитала,   они  не  были  до  конца  продуманны ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям:

          -предпологаемые  масштабы  зон были заведомо нереальными из-за требуемых капиталовложений  и   проблем   соблюдения  на   больших    территориях      особых таможенных процедур;

          -массовая   раздача   зональных    преференций       отдельным териториальным образованиям     без    четких   критериев    спровоцировала    волну       самостийного возникновения новых зональных структур;

В    конце    1991-  начале  1992  гг.,  когда  российское руководство  приняло курс на

широкое      открытие      экономики  в    целях    ее    стабилизации  ,        выборочная

либерализация предпринимательского климата на уровне  отдельных         зональных

территорий    во     многом     лишалась     своего    смысла .   Принятые в этот период в    Российской    Федерации    нормативно - правовые    акты    по      регулированию внешнеэкономической деятельности    не    предусматривали    должных         изьятий применительно к зональным  территориям .И хотя действовавшие в зонах  статусные положения    формально    никто    не  отменял ,  налоговые  службы  истолковали  их  как   утратившие    силу ,  что    фактически    упраздняло    значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

.

Такая    неопределенность     в    законодательно - правовом  положении СЭЗ вызвало

беспокойство   иностранных  инвесторов ,  расценивших сложившуюся ситуацию как

принципиальный отход  правительства  от  линии   на  создание  зон.   Это ,  а   также

просьба руководителей зональных   администраций  гарантировать   действие   ранее введенной в зонах системы льгот способствовали   выходу   в   июне    1992 г.    указа президента  ,   в   котором    было   подтверждено    действие    прежних     зональных преференций   для    иностранных   предприятий   и   предприятий   с  иностранными инвестициями,  сохранены   отдельные   льготы   в   области    внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые  общие дополнительные  льготы ,  нацеленные   на   облегчение   финансирования   объектов инфраструктуры в зонах .Принятие указа способствовало тому ,   что   в    отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая  разработка стратегии развития территории  и   конкретных   инвестиционных   проектов   по   ее обустройству.

 

Тем   не  менее,  к  началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию

"суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах"

предусматривал формирование преимущественно  микрозон   двух   разновидностей:

         -свободных таможенных зон;

         - зон экспортного производства.

В   основу   отбора   зональных   территорий   был   положен   принцип   сочетания их выгодного      географического     положения     с    минимизацией       затрат    на    их инфраструктурное обустройство, что    обосновывалось       необходимостью     более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

 

На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот

(Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная о тмена   налоговых    преференций .

 И хотя  иностранным   инвесторам   указом   президента   были   даны   гарантии   по сохранению   прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

 

Такое  развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать

те   или   иные   территории ,   претендующие   н а статус свободной зоны, в пределах

национального экономического пространства.

 

В  результате  к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной

политики:

          -урезание   (до 1-2 кв.км)   возможных   размеров свободных зон, исключающее создание ;

          - относительно  крупных   комплексных зон свободного предпринимательства;      

          - формальное   заимствование  и  перенос  на  российскую    почву простейших образцов из  мировой  зональной  практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с  национальной промышленной политикой;

           -усложненная   система  управления зонами, сопряженная с многочисленными  бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон  по  инициативе

"снизу".

Ряд   регионов ,   не   дожидаясь  соответствующих законодательных решений, начал

интенсивную работу по   реализации  проектов  точечных и локальных с таможенных зон  (обустройство  территории,  создание  Компании    развития  и  т.п.). Они сумели

мобилизовать    необходимые   стартовые   средства   (     кто  -  частные ,   а      кто   -государственные  ) ,  и  это  предопределило  их ближайший успех. Первая по такому пути   пошла   СЭЗ  " Находка " :    опираясь   на п равительственное постановление о

принципиальной возможности создавать на своей    территории таможенные зоны, а

также - специально предоставленным   на  эти  цели  бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.),   она   образовала  первую    подобную   зону   уже к лету 1995 г. В том же   направлении , но уже без федеральной государственной поддержки, действовали

правительство       Московской   области   ( проект  СЭЗ   " Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (СЭЗ "Гавань"),   администрация   Ульяновска ( зона в районе городского аэропорта).

 

Напротив ,   другие   крупные    территории активизировали усилия по лоббированию

эксклюзивных     правительственных  решений, гарантирующих им либо воссоздание

прежних, либо получение     принципиально     новых индивидуальных преференций. Следует   отметить  ,     что   правительство   -    вразрез      с собственным   курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ    поддалось   этому   давлению  :    был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области а в июле 1994 г.     была    создана      зона    экономического         благоприятствования     в   Ингушетии  -  "  своеобразная  модель    оффшорной    зоны ,     весьма   далекая от общепринятых стандартов" . Причем, когда в  марте   1995   г.   все   индивидуальные таможенные льготы в РФ  были  вновь   официально отменены, борьба территорий за особые   привилегии   не   опрекратилась  .   В   частности , Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного  федерального   Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской  области " ,  возвращавшего   ей режим   таможенной   экстерриториальности .  22    января   1996   г .  этот Закон был подписан Президентом.

 

К началу 2000 года в РФ на федеральном   уровне официально существовало 12 СЭЗ, большая часть из которых была создана ещё в  начале  90-х гг. ,  и   сегодня   реально функционируют скорее на бумаге , чем на деле.

 

 

              1.4.Зарубежный опыт в создании СЭЗ

 

СЭЗ   ,   расположенные   в   странах  с   благоприятным  инвестиционным климатом, основной упор делают не на разнообразие льгот, а на привлекательность и   прибыль вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска  ( как Россия )  делает ставку на широкий диапозон и масштабность льгот.  Нынешняя   норма   прибыли   в европейских и   американских     СЭЗ   составляет   30-35% .  В   азиатских    СЭЗ   до финансового    кризиса транснициональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2-3 раза меньше. чем где-либо.

 

Сегодня   в   мире    насчитывается   свыше   1000  СЭЗ. Из 100 стран , в которых они имеются. их больше всего в США - около 200. В 80-е гг.   мощно   стартовала    Азия- Китай и Вьетнам, где СЭЗ   в   буквальном   смысле   раскрутили     экономику    этих государств.

 

Ирландия

 

Аэропорт   Шеннон,  расположеный в юго-западной части Ирландии , являлся одним из крупнейших     в    Европе       и         обеспечивал          дозоправку     авиалайнеров трансатлантических  рейсов.  Но   с  появлением в 50-х годах реактивных самолётов , способных преодолевать  большие  расстояния   без   промежуточных   посадок    для дозаправки топливом , активность аэропорта   Шеннон   стала   резко   снижатися,   а экономика  прилегающего    района   оказалась   под   угрозой  кризиса  .   Появилась безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Всё это  побудило   правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы.

 

Было поставленно 3 задачи:

          -создать промышленный парк вблизи аэропорта ;

          -активизировать деятельность и повысить роль  аэропорта   через   торговлю   и туризм;

          -обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.

 

В   1959   году   на    небольшой   территории (100 га) вблизи аэропорта была создана экспортно-производственная зона , которая стала развиваться в два  этапа.   Развитие зоны началось с международного туризма  и   беспошлинной   торговли.   Здесь   был открыт первый в    мире   "Дьюти    фри  шоп"   .   Параллельно   с   этим    создавался  промышленный парк, правда  очень медленно. В результате в 1980 году был   открыт инновационный центр "Лимерик",   благодаря   чему   стал    возможен    переход     к высокотехнологичным     производствам.    Опыт   Ирландии   в   области     создания экономических зон был использован азиатскими странами.

 

Китай

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.