Рефераты. Свободные экономические зоны России и перспективы их развития

Свободные экономические зоны России и перспективы их развития

Южно-Сахалинский Лицей Экономики и Права

 

 

 

 

 

Экзаменационная работа

за курс средней (полной)

школы    по    географии

 

 

 

 

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ЗОНЫ В РОССИИ.

 

 

 

Работу    выполнила

Ученица 10 Т класса

Нуреева    Виктория

 

 

 

Руководитель

Учитель    географии

… Ирина Алексеевна

 

 

 

Южно-Сахалинск

2002

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международное     сотрудничество    по    изучению    и применению опыта развитых  и развивающихся стран приводит к ускорению   научно-технического   прогресса    и экономическому росту , а так же повышению жизненного  уровня   населения   стран, реализующих этот опыт.

 

Экономика      России         может      развиваться        только    при реформировании и технологическом переоснащении хозяйственного   комплекса     страны    на   основе эффективных инновационных процессов.   Для     этого     нужны         гарантии       и благоприятные правовые условия, обеспечивающие   эффективность   привлекаемых инвестиций, Города ,    муниципальные     образования        ищут    и    находят    пути самосоятельного зарабатывания средств для решения социальных  и  экономических проблем. Города становятся  предпринимателями в полном смысле этого слова   и   в первую очередь заинтерисованны в инвестициях. Однако  собственных    сил   у   них недостаточно , а со стороны органов государственной   власти   города    очень  часто достаточного понимания не находят.

 

Одним из факторов создания привлекательного инвестиционноо климата   в   стране, как   показыыывает    мировой        опыт   ,  является      формирование       свободных экономических зон.Но целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание  в наших переходных условиях?

 

Для    ответа    на     этот    вопрос требуется ознакомиться с уществующей мировой и отечественной  практикой, попытаться проанализировать накопленный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                         1.1. Определение и характерные черты СЭЗ

 

В   соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть  территории   страны,  на  которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся  за  пределаи  национальной  таможенной  территории и  поэтому  не подвергаются  обычному   таможенному   контролю  и  налогооблажению.   Иными словами, СЭЗ   это ча сть т ерритории   страны   с   особым  действующим   режимом. Законодательство   ,    которое      регулирует    деятельность   субъектов    в    СЭЗ   в большинстве стран мира, включает следующее:

          -таможеное регулирование экспортно-импортных операций;

        -налогообложение;

          -лицензирование;

          -визовое оформление;

        -банковскую и страховую деятельность;

          -имущественые и залоговые отношения;

          -трудовые и социальные отношения;

          -управление зоной;

          -другие вопросы, имеющиие специфическое отношение к деятельности СЭЗ.

 

Характерные черты СЭЗ:

          а) применение различных видов льгот и стимулов:

          -внешнеторговых-   снижение  или  отмена   экспортно - импортных     пошлин, упрощенный порядок осуществления внешниторговых операций;

          -фискальных ,  связанных  с  налоговым   стимулированием  конкретных  видов деятельности. Лбготы могут затрагивать налоговую базу, отдельные её  компоненты, уровень налоговых ставок,  вопросы  постоянного  или  вреенного   освобождения от налогооблажения;

          -финансовых,  включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в  прямом   виде - за  счёт  бюджетных  средств  и  государственных кредитов,  так  и косвенно  -  в  виде  установления  низких  цен  на  комунальные  услуги ,  снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

          -административных  ,   упрощающих   процедуры   регистрации   предпреятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

          б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделённой правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

          в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

 

Создание    СЭЗ    -    действенное   направление    развития   экономики    отдельных территорий   и   регионов, ориентированное на решение приритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

 

 

                         1.2. Размещение СЭЗ

 

Исходя   из   задач ,   поставленных    при    формировании    той    или    иной    зоны, предъявляются соответствующие требования к её размещению:

          -благоприятное  транспортно-географическое   положение   по   отношению    к внешнему и внутреннему рынкам и наличие  развитых транспортных комуникаций;

          -развитый   производствееный   потенциал ,  наличие     производственной     и социальной инфраструктуры;

          -  существенный  по   запасам  и   ценности   природно - ресурсный    потенциал(запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

 

Исходя  из   вышеперечисленного  ,    территории  ,    наиболее    благоприятные   для размещения   СЭЗ ,  имеют    приграничное  положение по отношению к зарубежным странаам , распологают морскими торговыми путями и магистральной транспортной сетью,   сложившимися  промышленными ,    научнымми  и  культурными  центрами, районами концетрации наиболее ценных природных ресурсов.

 

Иногда     создание     СЭЗ      оказывается      целесообразным    в    районах    нового хозяйственного    освоения ,   не   распологающих    развитой     промышленностью  , производственной и социальной инфраструктурой,  но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы.

 

                          1.3.История организации СЭЗ в России

 

Первые   СЭЗ  на   территории Российской Федерации начали образовывться в конце 80-х годов , т.е. в эпоху СССР. Были выпущены официальные докементы , в которых формулировались     концепции      и    цели    создания          СЭЗ  ,    обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания СЭЗ  в этот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций  путём создания совместных предприятий в СЭЗ.

 

 

СЭЗ         рассматривались    как    вспомогательный    институт         государственной экономической    политики   ,   способ       стимулирования         межгосударственных  экономических    отношений  СССР.   Предполагалось, что первые СЭЗ возникнут на Дальнем Востоке,    т.е.  в  регионе  с  развитым научно-техническим потенциалом, и будет способствовать росту  производства       наукоёмкой       продукции     на     базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.   Хозяйственно-правовые   льготы   на   территории  зон    предусматривались   только  в   отношении предприятий с иностранным участием и в пределах , определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

Союзная программа не была реализованна по целому ряду причин. К главным из них следует отнести:

          -несовместимость    концепции      СЭЗ  с    действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования;

          -отсутствие средств , предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;

          -неразрешённость     огромного     количества     технологических         проблем функционирования этих зон;

           -пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.

Вторая   волна   в    создании  и  развитии российских СЭЗ - это 1990 год, когда были изданы      постановления    парламента   страны  "  О  создании     зон       свободного предпринимательства",  а   также   постановления  правительства о СЭЗ "Сахалин". В результате , в стране появилось 19 экстерриториальных образований,  в  дальнейшем к ним прибавилосбь ещё несколько . Зоны  учреждались   в   городах      Ленинграде ,    Выборге ,     Находке  ,    Зеленограде, Калининградской , Сахалинской и  Читинской областях ,  Еврейской   автономой   области.    В   1990-1991 гг.    Совет    Министров   РСФСР      утвердили        по    каждой   зоне  отдельное  положение, закреплявшее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.