Рефераты. Сущность и структура ВВП и ВНП

Y – закупки товаров и услуг органами государственной власти или расходы правительства. Определённая часть таких затрат также  связана с туризмом, например деловым, оздоровительным, и может либо увеличивать ВНП или сокращать его. Так, затраты на закупки национальных турпродуктов увеличивают ВНП, а иностранных – уменьшают его.

X – чистый экспорт, то есть стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени и проданных за рубеж за вычетом стоимости импортных товаров и услуг. Величина чистого экспорта, в свою очередь, напрямую зависит от развития иностранного туризма (въездного и выездного).  Развитие въездного туризма заметно увеличивает чистый экспорт и ведёт к росту ВНП. Преобладание выездного туризма, напротив, значительно сокращает чистый экспорт и как следствие уменьшает ВНП.

Изложенное, таким образом, свидетельствует о том, что туризм, так или иначе, связан со всеми составными элементами расчёта ВНП по расходам. Более того, туризм при определённой стратегии развития может либо увеличивать ВНП, либо его сокращать, а следовательно, оказывать на национальную экономику либо положительное, либо отрицательное воздействие.

Рассчитанный по доходам, ВНП представляет собой общую для страны сумму расходов на личное и хозяйственное потребление всей массы созданных за определённый период товаров и услуг.

Расчёт ВНП (ВВП) по доходам:

ВНП (ВВП), рассчитанный по доходам, представляет собой общую сумму доходов, получаемых владельцами факторов производства, создавшими всю массу национального продукта.

ВНП (ВВП) Y= W + R + I + P,

Где Y – валовой национальный доход; W – заработная плата; R – рента; I – банковский процент; P – прибыль.

Кроме этого, в ВНП, рассчитанный таким способом, обычно включают косвенные налоги и амортизацию, хотя они и не принимают форму доходов.

Туризм оказывает существенное влияние на ВНП, рассчитываемый и по доходам. В процессе функционирования всех элементов инфраструктуры туризма, всех субъектов туристского комплекса прямо или косвенно формируются соответствующие доли, включаемые практически во все составляющие расчёта ВНП (ВВП) по доходам. Хотя в российской практике, например, туристская рента, в связи с отсутствием необходимой законодательной базы, может и не попадать собственнику туристских ресурсов, а превращаться в прибыль турфирм.

Расчёт ВНП (ВВП) по производству или по добавленной стоимости.

Для функционирования и развития предприятий туристского комплекса страны этот метод расчёта ВНП имеет особое значение. С одной стороны, дело заключается в том, что при производстве туристских продуктов в издержках туроператорских фирм весьма значительна доля услуг их контрагентов (перевозчиков, предприятий размещения, ресторанов и т.д.). Однако услуги этих предприятий являются промежуточными продуктами и в добавленную стоимость не включаются. Именно так и можно очистить ВНП от повторного счёта и определить долю туризма в нём. С другой стороны, в силу того, что величина добавленной стоимости отражает реальный вклад туроператорской фирмы в формирование ВНП, она и должна стать основной базой для налогообложения туроператорских фирм. Хотя в настоящее время некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся с полной суммы добавленной стоимости, а некоторые - с валового дохода.

Госкомстат РФ регулярно публикует данные о динамике п структуре ВВП. Из них следует, что показатель ВВП постоянно растёт. Это, в свою очередь, что экономика страны медленно выходит из затяжного экономического кризиса. Однако данные свидетельствуют и о том, что при различных подсчётах величины ВВП, в его структуре, в России туризм и результаты его функционирования отдельно не выделяются. Результаты функционирования туристского комплекса страны либо растворяются в используемых статистикой показателях и, в связи с отсутствием соответствующих методик расчётов, как правило, занижаются, либо не учитываются вовсе. Косвенно данное обстоятельство является своеобразным отражением политики российского правительства по стратегическому развитию туризма за весь период последних экономических реформ, если таковая и существовала, которая была направлена на развитие коммерческого и, прежде всего, въездного туризма, работающего на сокращение ВВП. Итогом именно такой политики является сложившаяся ситуация, по которой, например, объём платных услуг населению в 2000 г. составил 609611 млн. руб., а доля туристско-эксурсионных услуг в нём – 11010 млн. руб., или 1,8%, что соответствует примерно 0,1% от ВВП.

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества включены в промежуточное потребление и распределены между отраслями, производящими товары и услуги, условно.

Изложенное требует, с одной стороны, соответствующего изменения политики государства по отношению к развитию туризма, с другой – ставит определённые задачи перед статистикой и экономикой туризма по разработке оптимальных инструментов, с помощью которых можно более точно учесть роль и  значение туризма в формировании и использовании ВВП (ВНП).

Играя собственную роль в оценке общих результатов макроэкономических процессов, ВНП в то же время выступает базовым показателем для расчётов целой системы других макроэкономических показателей, составляющих систему национальных счетов. Это прежде всего: ЧНП, НД, и личный располагаемый доход (ЛРД) – сумма средств, остающаяся у граждан после вычета индивидуальных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Примеры расчёта ВВП и ВНП на практике.

Задача.    Имеются следующие данные по экономике США за  1929 год (в млрд.долл.):

Трансфертные платежи       4,0

Валовые внутренние инвестиции      16,2

Косвенные налоги на бизнес     7,0

Личные подоходные налоги      2,6

Чистый экспорт    1,1

Нераспределенная прибыль корпораций    2,8

Амортизация    7,9

Личные потребительские расходы    77,2

 Налоги на прибыль корпораций    1,4

Взносы на социальное страхование     0,2

Государственные закупки товаров и услуг     8,5

 Рассчитайте показатели ВВП. 

 (Задача решается в соответствии со старой трактовкой СНС и при условии, что ВВП=ВНП)

Решение

Исходя из данных, приведённых в условиях задачи, можно рассчитать ВВП по расходам:

Y = C + I + G + Xn

Складываем показатели потребительских расходов, валовых инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта.

ВВП = 77,2+16,2+8,5+1,1 = 103

 

 

 

 

 

Заключение

 В данной работе рассматривались основные понятия ВВП/ВНП и методы их расчета. Анализ развития ВВП (ВНП), какие факторы влияли на это, какие отрасли являются главными и имеют тенденцию развития и т.д.  Таким образом, ВВП - это показатель системы национальных счетов, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития,  темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.

     Также существует три метода расчета ВВП:

1.                ВВП - как сумма валовой добавленной стоимости

2.                ВВП - как сумма компонентов конечного использования

3.                ВВП - как сумма первичных доходов

И два метода расчета ВНП:

1.                Расчет  ВНП  по расходам

2.                Расчет ВНП  по доходам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.-448с.

2.     Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Экономическая теория, СПб.: Питер, 2002,-480с.: ил.

3.     Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов ср. спец. Уч. Заведений.-М.: Юристъ,2002.-336с.

4.     Войтов А.Г. Экономика: Учебник для учащихся экономических лицеев, колледжей и студентов неэкономических вузов.-М.: Изд. Дом «Дашков и Кº», 2000.-332с.

5.     Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.-528с.: ил.

6.     Липсиц И.В. Экономика. Книга 2.-Изд. «Вита-Пресс», 1996.-352с.

7.     Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р. Экономка туризма: Учебник.-М.: Советский спорт, 2003.-416с.

8.     Экономика. Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова.-М.: «Проспект», 1999.-800с.

9.     Экономика. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 2001.-896с.

10. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. акад. В..И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С.Тарасевича.-М.: Инфра-М, 2001.-714с.

 


[1] Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред .проф. И.П.Николаевой.-М.: Юнити-ДАНА, 2000, с.10.

[2] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М.-2001.-С.38.Российская газета.-2002.-16 февраля.-С.6.

[3] Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет. Статистическое приложение.// Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9.-С.107,110.

[4] Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник.-М.: Финансы и статистика, 1991.-С.26.

[5] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России.-М.:2001.-С.279, 280, 300, 301.

[6] Российский статистический ежегодник: Стат.сб/ Госкомстат России.-М.:2001.-С.279, 656.

[7] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М.,2001.-С.302.

[8]  там же


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.