|
||
1991 |
92 |
95,5 |
1992 |
82 |
90,6 |
1993 |
86 |
95,6 |
1994 |
79 |
88,0 |
1995 |
97 |
92,0 |
1996 |
95 |
94,9 |
1997 |
102 |
101,5 |
1998 |
95 |
86,8 |
1999 |
111 |
104,1 |
2000 |
112 |
107,7 |
2001 |
104,9 |
106,8 |
Результаты воспроизводства за определённый период (год, полгода, квартал, месяц) как на микро-, так и на макроэкономическом уровне выражаются в целой системе показателей.
Наиболее общим показателем производства и соответственно воспроизводства на микроэкономическом уровне является валовая продукция предприятия, фирмы.
1.2.Результаты воспроизводства на микроэкономическом уровне
Валовая продукция – это совокупность всех материальных благ и услуг, созданных коллективом данной фирмы за определённый период времени.
В реальной жизни, в условиях работы фирмы на рынок, валовая продукция принимает модифицированную денежную форму, т.е. всегда можно поставить вопрос о том, какова стоимость валовой продукции фирмы, произведённой ею за тот или иной период. Помимо денежной формы валовой продукции следует особо выделить товарную и реализованную продукцию. Товарная продукция есть та часть валовой продукции, которая готова к реализации на рынке. Количественно товарная продукция меньше валовой на ту её часть, которая потребляется предприятием на собственные нужды. Реализованная продукция есть та часть товарной продукции, которая уже продана. Разумеется, в каждый момент товарная и реализованная продукция количественно могут не совпадать. Валовая продукция состоит из двух частей: материальные затраты и чистый продукт. Её внешним стоимостным выражением являются заработная плата и другие виды оплаты труда.
Материальные затраты – это стоимость, созданная прошлым трудом и перенесённая в стоимость нового товара. Иными словами, это стоимость, воплощённая в потребляемых материальных факторах производства. В свою очередь материальные затраты включают в себя две части: амортизацию, т.е. ту часть стоимости основных фондов, которая перенесена в стоимость нового товара, и стоимость материальных оборотных производственных фондов ( сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.), которая в каждом цикле кругооборота переносится в стоимость нового товара целиком.
Чистый продукт – это стоимость, созданная живым трудом работников данного предприятия. В стоимостном (денежном) выражении чистый продукт представляет собой вновь созданную стоимость, которую в западной экономической литературе часто называют добавленной стоимостью, а в российской литературе – валовым доходом. В свою очередь чистый продукт по конечному использованию можно было бы разделить на две части: необходимый продукт и прибавочный продукт.
Необходимый продукт – это та часть чистого продукта, которая требуется для воспроизводства рабочей силы работников предприятия.
Прибавочный продукт – это часть чистого продукта, которая превышает величину необходимого продукта и используется на общие цели предприятия, фирмы или централизуется государством в форме налогов и используется на социальные и экономические нужды общества. Внешним стоимостным выражением прибавочного продукта выступает чистый доход, который в последующем расщепляется на прибыль, процент и ренту, предпринимательский доход и налоговую часть. Соотношение между прибавочным и необходимым продуктами показывает, какую часть чистого продукта коллектив работников предприятия использует непосредственно на себя, а какую часть – на социальные и экономические нужды фирмы и общества в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.