Рефераты. Стратегия социально - экономического развития России

Для этого необходимо, с одной стороны, повысить платежеспособный спрос населения, преимущественно ориентированного на приобретение отечественной продукции, с другой – активизировать производство высококачественных и конкурентоспособных отечественных товаров.

Повышение платежеспособного спроса, особенно наименее защищенных слоев населения, а также сокращение «пропасти» между наименее бедными и наиболее состоятельными слоями населения являются одной из первоочередных задач страны на ближайшую перспективу.

Данная проблема в настоящее время приобретает особую остроту, так как разрыв в уровне жизни малообеспеченных и богатых людей огромен.

В целом население России можно разделить на две совершенно неравные части. Первую часть составляет узкий круг очень богатых людей, вторую – небольшая часть людей со средним уровнем дохода, а также те, кто находится за чертой бедности. Доля богатых людей составляет не более 3%, в то время как на среднее и бедное население приходится около 97%, из которых к населению с доходами ниже прожиточного минимума относится более 40% населения.

В связи с этим реальными участниками внутреннего потребительского рынка из 145-миллионного населения нашей страны являются лишь 40 миллионов человек, а остальные зарабатывают недостаточно для того, чтобы осуществлять регулярные покупки, и поэтому потребляют только товары первой необходимости. В условиях, когда покупательной способностью обладает менее 30% населения, поднять экономику страны невозможно. Залогом устойчивого экономического развития любого государства является существование широкой прослойки среднего класса.

Таким образом, изменение сложившейся структуры покупательной способности российского населения должно быть сконцентрировано на тех 97% населения, которые являются потенциальными потребителями преимущественно товаров отечественного производства.

Каких конкретных результатов в повышении материального благосостояния населения нам удалось достичь за последние несколько лет?

Ряд преобразований, проведенных в социальной сфере, в частности реформирование трудового и пенсионного законодательства, увеличение расходов федерального бюджета, направляемых на выделение льгот и субсидий малоимущим гражданам, уже позволили несколько улучшить материальное положение наименее защищенных слоев населения.

Повышение размеров заработной платы и пенсии является важным, но не единственным фактором улучшения благосостояния граждан. Особая роль в данном случае отводится реформам трудового и пенсионного законодательства.

Новый Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, направлен на улучшение условий работы граждан. Кодекс усиливает защиту прав работников через установление таких видов защиты, как государственная и профсоюзная, а также впервые предоставляет работнику право на самозащиту. Трудовой кодекс предусматривает существенные изменения в области усиления прав профсоюзов на контроль за обеспечением соблюдения законодательства о труде, четко регламентирует права и обязанности работодателя и механизмы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Кроме того, в Кодексе установлено, что размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, при этом оплата труда должна осуществляться без задержек. Кодекс также запрещает дискриминацию в сфере труда, содержит ограничения в отношении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и праздничные дни и др.

Пенсионная реформа направлена на переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, что позволит создать условия для увеличения доходов нынешних пенсионеров, а также для накопления пенсионного капитала населением трудоспособного возраста.

Важным нововведением пенсионной реформы является то, что пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, теперь имеют право на получение заработной платы и пенсии в полном объеме без каких-либо ограничений.

Пенсионная реформа также предоставила гражданам, продолжающим трудовую деятельность, возможность распоряжаться частью своих пенсионных накоплений и инвестировать их как в государственные ценные бумаги, так и в акции и облигации российских и иностранных эмитентов с целью наращивания собственного пенсионного капитала.

Новое пенсионное законодательство также предусматривает, что к пенсионным средствам, помимо государственного Пенсионного фонда, будут также допущены негосударственные пенсионные фонды. При этом негосударственные пенсионные фонды, через которые будет осуществляться инвестирование накопительной части трудовой пенсии, должны носить дополнительный добровольный и необязательный характер. Создание такой схемы инвестирования части пенсий позволит населению самостоятельно делать выбор, куда направить свои пенсионные накопления – в Пенсионный фонд, который разместит пенсионные деньги в консервативные инструменты с невысокой, но гарантированной доходностью, или в негосударственные пенсионные фонды, способные предложить своим участникам более рисковые инвестиционные портфели с большей доходностью.

Подобная система инвестирования части пенсий позволит не только увеличить размер выплачиваемой пенсии, но и сможет стать реальным источником инвестирования в экономику.

Увеличение внутреннего платежеспособного спроса населения само по себе будет оказывать позитивное влияние на развитие отечественного производства, так как деньги граждан в конечном итоге попадут на потребительский рынок. Однако этого недостаточно для формирования потребительского рынка. Более того, повышение платежеспособного спроса, не сопровождающееся увеличением производства товаров, может привести к «давлению» на рубль и росту инфляционных процессов, что окажет отрицательное воздействие на экономику страны в целом.

Таким образом, рост доходов населения должен быть обязательно подкреплен насыщением потребительского рынка товарами и услугами отечественного производства, а это, в свою очередь, возможно через создание благоприятного предпринимательского климата за счет грамотного проведения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, банковской, инвестиционной, административной, судебной политики.

В этом направлении удалось достичь определенных положительных результатов. За последние несколько лет российская правовая система стала более эффективной с точки зрения адаптации отечественных предприятий к изменяющимся экономическим и социальным условиям и, таким образом, позволила несколько активизировать экономическую жизнь в стране. Этому способствовало, в частности, принятие ряда федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики, на реформирование земельного и судебного законодательства, создание более понятных правил и эффективных условий приватизации государственного и муниципального имущества.

В частности, Земельный кодекс, вступивший в силу 25 октября 2001 года, позволил решить ряд накопившихся проблем. А именно, закрепил частную собственность на землю, существующую во всем цивилизованном мире, что позволило вывести земли из-под нелегального оборота и поставить продажу земель под государственный контроль. Кроме того, Кодекс предоставил возможность хозяйствующим субъектам приобретать земельные участки, на которых располагаются объекты их недвижимости, что направлено на повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий, особенно малых и средних.

Новый закон о приватизации государственного и муниципального имущества, вступивший в силу в марте 2002 года, также оказал позитивное воздействие на экономику. Он позволил сделать процесс приватизации более открытым, прозрачным и плановым, а также исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Кроме того, закон предусмотрел более широкое вовлечение в процесс приватизации субъектов малого и среднего бизнеса.

Судебная реформа ознаменовалась вступлением в силу обновленных редакций ряда федеральных законов, устанавливающих новый порядок назначения судей, определения сроков полномочий председателей и заместителей председателей судов, а также предельный возраст пребывания в должности судей. При этом конечной целью реформирования законодательства должно стать создание условий справедливого и быстрого разбирательства дел, касающихся предпринимательской деятельности.

Что касается проведения административной реформы, то в данном случае речь идет об изменении работы громоздкого, неповоротливого, неэффективного государственного аппарата. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. Государственный аппарат должен быть эффективным и компактным. С 1 июля 2004 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обновленная редакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» направлена на существенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности, что также должно оживить нашу экономику.

Таким образом, за последние несколько лет была проделана большая работа по реформированию законодательства, направленная на решение наиболее насущных проблем страны. Произошедшие преобразования, безусловно, оказали позитивное воздействие на нашу экономику и позволили нам сделать шаг вперед в своем экономическом развитии.

Однако сложившаяся экономическая ситуация показывает, что всего этого оказалось недостаточно для достижения поставленной цели по созданию емкого потребительского рынка. Более того, многие из предпринятых мер не только не привели к формированию потребительского рынка, но и создали препятствия на пути к реализации этой цели.

Благоприятное воздействие на сокращение существующей «пропасти» между наименее обеспеченными и наиболее богатыми слоями населения могла бы оказать грамотная налоговая политика. Однако ряд положений налогового законодательства не способствует улучшению уровня жизни наименее обеспеченных слоев нашего населения.

Например, с 1 января 2001 года была принята единая ставка подоходного налога в размере 13%. Кажущееся уменьшение налогового бремени для большинства налогоплательщиков оказалось лишь мифом. В 2000 году, когда действовала прогрессивная шкала, по ставке 12% подоходный налог платили 92% населения, а по ставке 20% и 30 % – соответственно 6% и 2% населения. Таким образом, облегчение налоговой нагрузки произошло лишь для 8% наиболее богатой части населения. Для оставшихся 92% населения с низкими доходами, которые должны стать основными потребителями товаров отечественного производства, ничего положительного с точки зрения увеличения реальных располагаемых доходов не произошло.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.