Рефераты. Стратегия социально - экономического развития России

Стратегия социально - экономического развития России

САРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

ТЕМА: “Стратегия социально – экономического развития России”

 

 

 

 

 

         

                                                                                     

 

Руководитель

                                               Работы:           Беляева Г.Д.

                                                      

Автор: Михалёв А.О.

 

                                                               Оценка: 5(отл.)

 

г. Саров

©2004г.

Содержание:

 

1.Введение ---------------------------------------------- 3стр.

2. Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года ------- 4стр.

3. Ключевая Задача – Структурная Политика- 6стр.  

4. Прогнозы развития -------------------------------- 8стр.

5. Основные блоки стратегии ---------------------- 9стр.

6. Открытость Экономики -------------------------- 10стр.

7. Необходимые меры -------------------------------- 19стр.

8. Россия и ВТО ---------------------------------------- 25стр.

9. Заключение ---------------------------------------- 27стр.

10. Используемая литература -------------------- 28стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Мерилом величия любой мировой державы является рост экономики и уровень благосостояния ее граждан. Только имея ясную и понятную для каждого гражданина страны стратегию социально-экономического развития, Россия сможет стать экономически и политически мощной державой, население которой будет богатым и многочисленным.

С точки зрения экономической теории существует два крайне полярных варианта развития экономики любой страны, в основе каждого из них лежит рынок сбыта продукции. Первый вариант – исключительная ориентация развития экономики на внешний рынок, второй – формирование внутреннего потребительского рынка за счет активного производства отечественной продукции.

Реализация первого сценария развития будет и дальше ориентировать нашу экономику на поставку за рубеж сырья, полностью превращая Россию в сырьевой придаток мирового рынка. Социальные и экономические последствия такого сценария вполне очевидны: кредитная, валютная политика, а также общее состояние российской экономики будут находиться в полной зависимости от мировой конъюнктуры. В таких условиях неминуемо будут происходить «утечка» высокопрофессиональных кадров за рубеж, сокращение числа научных исследований, ослабление обороноспособности страны, потеря ее позиций на международной арене.

Второй вариант предполагает ориентацию исключительно на собственные силы, проведение изоляционной политики, крайней формой которой является автаркия, т.е. замкнутость, закрытость государства. Такой сценарий развития неминуемо приведет к отсталости государства в области применения новейших научно-технических разработок, к высоким издержкам производства тех товаров, по которым мы не имеем конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами, и к другим отрицательным последствиям. Таким образом, излишняя ориентация экономики России только на внешний или на внутренний рынок может стать препятствием на пути формирования государства со стабильно высоким уровнем экономического роста. В связи с этим наиболее оптимальным сценарием развития современного государства является сочетание двух вариантов: формирование внутреннего потребительского рынка и разумная открытость экономики при одновременной активизации внешнеэкономической протекционистской деятельности.

 

 

 

 

 

 

Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года.

 

Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем – развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. И чтобы воспользоваться «окном возможностей», важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского социального государства и модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной

роли государства в реализации базовых общественных функций.

Стратегия развития основана на третьем варианте. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной

инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается «субсидиарное» государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать

самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это – политика

здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценарий модернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого

 

гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года. Достижение этой цели, говорится в проекте, невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники  развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие,

должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая

традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию – добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

 

ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

 

Единственный ответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулась российская экономика, - достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Это позволит решить накопившиеся социальные проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепить международные позиции страны.

Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Только быстрое развитие национального капитала, формирование

благоприятного делового климата, обеспечение экономической свободы, говорится в проекте стратегии развития, превратят Россию в страну, привлекательную для инвестиций. Исходные условия – это утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю и недвижимость) и обеспечение их защиты, создание равных условий конкуренции, развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов. Государство также должно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством, постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса. Это позволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить его эффективность. Структурная политика государства будет переориентирована с оказания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.