|
Здесь следует отметить, что приоритеты целей время от времени могут меняться местами. Кроме того, цели могут иметь различные приоритеты на различных уровнях управления и в различных подразделениях внутри организации. Например, для организации приоритет 1 имеет объем прибыли, а для производственного подразделения — производительность, трудоемкость или объем производства.
В общем трудно точно выделить области, в которых руководителям организации следует выбирать свои цели. Более того, имеется большое количество примеров, когда организации ставили цели в одной области (например, социальной), а получили результаты в другой (например, экономической). Анализ практики показал, что существует шесть областей ценностных ориентации, которые оказывают влияние на принятие управленческих решений.
Область ценностных ориентации
Категория ценностей
Типы целей, предпочитаемые организацией
Теоретическая
Истина, знание, рациональное мышление
Долгосрочные исследования и разработки
Экономическая
Практичность, полезность, богатство
Рост. прибыль, результаты
Политическая
Власть, признание
Объем капитала, доля рынка, количество работников
Социальная
Человеческие отношения, привязанность, отсутствие конфликтов
Социальный климат, социальная ответственность, косвенная конкуренция
Эстетическая
Гармония, состав, форма и симметрия
Дизайн, качество, привлекательность
Религиозная
Согласование во вселенной
Этика, мораль, нравственность
Конкретные цели коммерческих организаций, которые чаще всего провозглашаются, — это прибыльность, рынок, производительность, товар, финансы, объем, нововведения, человеческие ресурсы, организация, социальная ответственность и т. д.
Формулировка миссии и установление целей организации существенно зависят от ее жизненного цикла. Эта зависимость может быть представлена в виде таблицы.
Этап жизненного цикла
Основная цель организации
Основная задача
Рождение
Выживание
Выход на рынок
Детство
Прибыль
Укрепление положения
Юность
Рост объемов и прибыли
Захват своей доли рынка
Ранняя зрелость
Рост объемов деятельности и прибыли
Диверсификация деятельности
Зрелость
Имидж, сбалансированный рост
Укрепление положения на освоенном рынке
Старение
Сохранение позиции
Стабильность хозяйственной деятельности
Возрождение
Оживление, поиск дополнительных импульсов в деятельности
Модернизация, перевооружение, новые технологии, новые товары
Раздел 2. Стратегическое планирование и анализ позиции
2.1. Стили организационного поведения
Организации, обслуживающие потребности общества, такие, как фирма, демонстрируют разнообразие поведенческих стилей. Для рассмотрения выбрано два типичных противоположных стиля: приростный (инкременталистский) и предпринимательский. Приростное поведение проявляется у большинства фирм и фактически у всех бесприбыльных целевых организаций, таких, как больницы, церкви, университеты.
Как показывает само название, приростный образ действий направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее отношениях с окружением. Изменения не приветствуются, они ограничиваются, ассимилируются или минимизируются. В виду того, что социальные изменения неизбежны, организациям не удается исключить их полностью. При приростном стиле реакция на изменения происходит постфактум: действие предпринимается, когда необходимость изменений стала явной и настоятельной. Решения направлены на минимизацию изменений в сложившемся положении. Поиск альтернатив ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение.
Приростное поведение демонстрируют как коммерческие, так и бесприбыльные организации. Тем не менее имеется значительное различие между коммерческой фирмой и другими организациями, обслуживающими потребности общества. Большинство фирм, действующих в приростном стиле, в то же время стремятся к эффективности своей деятельности. Меньшинство, которое прекращает погоню за эффективностью, в долгосрочном плане не выживает. С другой стороны, некоммерческие организации имеют тенденцию к бюрократизации. Вместо того, чтобы стремиться к эффективности, они склонны разрабатывать свод правил и процедур «как ведется дело». В то время как на фирме инкрементализм применяется для обеспечения эффективного использования ресурсов, в других организациях он направлен на сохранение определенного статус-кво.
Второй тип поведения является предпринимательским. Он влечет за собой совершенно другое отношение к изменениям: вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, предпринимательская организация стремится к ним. Вместо реакции на возникшую проблему предвосхищаются будущие возможности и опасности; вместо частных решений ведется глобальный поиск альтернативных путей действий; вместо одной генерируются многочисленные альтернативы; вместо удовлетворительности процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Вместо того, чтобы стремиться к. сохранению прошлого, предпринимательская организация выступает за непрерывное изменение достигнутого состояния.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.