Рефераты. Стратегический менеджмент

4.        Виды деятельности увязаны слабо

1.        Гибкая, структурно меняющаяся

2.        Деятельность организована в соответствии с проблемами

3.        Виды деятельности жестко увязаны

Решение управленческих проблем:             а) признание необходимости действий

1.        Реакция в ответ на возникшую проблему

2.        С запаздыванием по отношению к появлению проблемы

1.        Активный поиск возможностей

2.        Предвидение проблем

б) поиск альтернативы

1.        Ориентация на прошлый опыт

2.        Незначительные отклонения от статус-кво

3.        Рассматривается единственная альтернатива

1.        Творческий поиск

2.        Большие отклонения от статус-кво

3.        Рассматриваются многочисленные альтернативы

в) оценка альтернативы

Принимается первая, удовлетворяющая потребности

Выбирается лучшая из набора альтернатив

г) отношение к риску

1.        Минимизация риска

2.        Соответствие прошлому опыту

1.        Сознательный риск

2.        Балансировка совокупности рискованных вариантов

Первый конечный результат  стратегического управления - это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.

Второй конечный результат - структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию.

В отличие от стратегического управления организации, которое предназначено для обеспечения стратегических позиций, оперативный менеджмент использует уже существующую стратегическую позицию организации для достижения ею конкретных тактических целей. Менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением, в первую очередь обеспечивают постоянный потенциал прибыльности организации, а оперативный менеджмент - превращение потенциала в реальную прибыль.

Конечный результат оперативного управления - это реализация продуктов-товаров организации ее конкретным клиентам-потребителям за конкретные цены.

Стратегическое и оперативное управление требуют создания и поддержания адекватной, так называемой организационной архитектоники, а также соответствующих подсистем персонала, включающих определенную квалификацию, мотивацию и т.д. При этом возможность всех этих аспектах два указанных вида менеджмента совершенно различны, что и подтверждает табл. 3.

Из нее видно, что стратегическая культура является открытой, гибкой и изобретательной; а для оперативной культуры характерно консервативное отношение к изменениям и нацеленность на традиционный рост эффективности производства.

Из сопоставления табл. 2 и 3 следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление - приростного. Данная зависимость в виде матрицы представлена на рис. 13.


Таблица 3.

Сопоставление архитектоники организаций

Аспекты

Оперативная

Стратегическая

1.        Культура

Ориентирована на производство/маркетинг:

успех = агрессивная конкуренция + эффективное производство

Ориентирована на стратегию/гибкость: успех = изобретательность + предвидение/создание потребностей

2.        Менеджер

Должен уметь получить прибыль, достичь поставленных целей и контролировать

Предприниматель, «проводник» новшеств и благожелательный лидер

3.        Система управления

1. Долгосрочное планирование

2. Контроль сложившейся деятельности

1. Стратегическое планирование/стратегическое проблемное управление

2. Стратегическое управление

3. Стратегический контроль

4.        Информация

Тенденция спроса и прибыльности

Новые проблемы и возможности

5.        Структура

1. Функциональная/дивизиональная

2. Стабильная

1. По проектам/матричная

2. Динамичная

6.        Власть

1. Децентрализована

2. Сосредоточена в производстве и маркетинге

Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, новых предприятиях и стратегическом планировании


Тип поведения

Вид управления

Стратегическое

Оперативное

Предпринимательский

+

-

Приростный

-

+

Рис. 13. Матрица организационного типа поведения/вида управления


Один из основных выводов, который можно сделать, сводится к следующему:

1)       в 1-й половине ХХ в. стратегическое и оперативное поведение, а также соответствующий менеджмент выступали для организации как альтернативные;

2)       возможность 2-й половине ХХ столетия компании все больше нуждаются в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления;

3)       организационные архитектоники, которые соответствуют разным типам поведения, имеют свой характер, отличаются друг от друга и находятся в определенном противоречии.

            Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования и по существу, и по форме определяется указанными различиями и противоречиями между двумя типами организационного поведения.

            Для достижения гармоничного развития и обеспечения своей стратегической и тактической эффективности, компаниям необходимо уметь создавать гибкие организационно-структурные формы, т.е. системы, которые соответствуют и двум указанным типам поведения, и двум видам управления одновременно.

3.2.           Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту.

История развития менеджмента - это история успеха нововведений, включая инновационные подсистемы или даже различные модели систем управления. Одни управленческие системы выдерживали испытание практикой, а другие - нет. Успешные модели управления довольно быстро распространялись от компаний-инноваторов на другие организации.

Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования. Эта система, получившая максимальное развитие на Западе в 50-е годы, в основном соответствовала приростному типу организационного поведения компаний. Как правило, долгосрочное планирование применялось в крупных, а иногда и в средних компаниях. Тогда типичной была ситуация быстрого корпоративного роста, которая сопровождалась резким увеличением размеров организаций и повышением сложности системы ее менеджмента.

Основным методом долгосрочного планирования стала экстраполяция ключевых тенденций и факторов, определявших специфику развития организации в прошлом, с некоторой их коррекцией на будущее.

В 60-70-е годы долгосрочное планирование в США и Западной Европе переросло в систему стратегического планирования. В определенной мере эта система стала ответной реакцией ряда компаний на существенное изменение их внешней среды, которое проявилось в насыщении соответствующих рынков.

Считалось общепризнанным, что главное отличие стратегического планирования от всех других видов планирования - это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. В эволюции корпоративного управления этап перехода от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации» связывают со стратегическим планированием.

Характерная черта открытой организации - это профессиональный стратегический анализ изменений своей внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.

Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, применение сценарного планирования, использование систем экспертных оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.