|
Стратегическое видение, системный подход, источники неопределенности, ключевая компетенция, социотехнический дизайн, эффективные коммуникационные способности, креативность |
|
Базовый способ реализации власти: |
Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре |
Рис. 6. Менеджмент – Обучение (MBL – management by Learning).
Синонимы: система "Управление - Обучение", Менеджмент как обучение, Менеджмент как непрерывное научение конкурентоспособности.
Рис. 7. Система «Менеджмент – Обучение»: высказывания.
Миссия
Цели
Стратегическая концепция
В какой области мы хотим работать?
Стратегии
ключевых подсистем организации
Каким образом организация собирается добиваться успеха?
— Возможности
— Опасности
— Сильные стороны
— Слабые стороны
— Удержание конкурентных преимуществ
— Создание конкурентных преимуществ
Рис. 8. Упрощенная модель организации («Стратегическая пирамида»).
1.2. Исходные определения.
Система менеджмента – главное средство разработки и практического осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии. Конечная цель системы менеджмента – выполнение миссии организации.
Миссия – это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и выражающая основную причину существования организации.
Стратегия корпорации – это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
Важный элемент стратегии организации – это ответ на вопрос: «Как вести конкурентную борьбу?».
Решающий элемент стратегии – целевая ориентация в использовании ресурсов организации.
В конечном счете, корпоративная стратегия данной конкретной организации заключается в знаниях и практически навыках организации по созданию и реализации своих конкретных преимуществ.
Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ по профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт организации определенное превосходство над ее конкурентами.
Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту-товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, т.е. к формам производства, сбыта, продаж и т.д., специфичным для организации и/или ее продукта.
Такое превосходство является относительным, т.е. определяется сравнением с конкурентом.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация.
Низкие издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый продукт-товар с затратами меньшими, чем у конкурентов.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества.
Реальное конкурентное преимущество достигается благодаря тому, как данная организация на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.
1.3. Стратегический аспект в управлении организацией.
Для определения стратегического аспекта в управлении организацией сначала необходимо уточнить существующие термины.
Первым таким термином является «организация». Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Таким образом, речь идет об организации как о социальном институте, в отличие от организации как процессе или функции.
Второй базовый термин - это «управление» и термин «менеджмент» в качестве его тождественного синонима.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
§ получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
§ изготовление продукта;
§ передача продукта во внешнюю среду.
Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.
Третий термин связан с развитием организации. Так как организация рассматривается в качестве открытой системы, то все многообразие факторов, определяющих и задающих ее развитие, можно разделить на внешние и внутренние.
Таблица 1.
Сравнение стратегического и оперативного управления.
Характеристика
Оперативное
управление
Стратегическое управление
Миссия, предназначение
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.
Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.
Объект концентрации внимания менеджмента
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.
Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Учет фактора времени
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Ориентация на долгосрочную перспективу.
Основа построения системы управления
Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология.
Люди, системы информационного обеспечения, рынок.
Подход к управлению персоналом
Работники - это ресурс организации, это исполнители отдельных работ и функций.
Работники - это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия.
Критерий эффективности управления
Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала.
Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения.
В данном контексте, если учесть ранее представленную информацию, по поводу стратегического аспекта можно отметить следующее: во-первых, стратегический аспект связан с внешними факторами развития организации; во-вторых, стратегичность - в отличие от тактических или оперативных моментов - касается относительно долгосрочных перспектив развития организации.
Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую продолжительность, чем тактический период развития организации, и то, что для каждой конкретной организации такое соотношение является конкретно-индивидуальным.
Следовательно для конкретной организации соотношение стратегического и тактического является относительным и в аспекте сравнения с другими организациями, и с точки зрения отношения к разным конкретным ситуациям, а также в ряде других отношений.
О содержании самого отношения или реакции организации на внешние факторы, которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно сказать следующее. Суть такой (т.е. стратегической) реакции системы управления организации - это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения.
В увязке с адаптивностью и эффективностью становится очевидным, что стратегический аспект - это еще и особый анализ внешней среды организации. А за анализом по самой логике управления следуют: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а потом их реализация. Кроме того, добавляется контроль процесса и его результатов.
Таким образом, к дополнительным моментам стратегического аспекта в управлении развитием организации можно отнести: объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации; а также вытекающий из такого анализа особый механизм принятия и реализации адекватных управленческих решений.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.