Рефераты. Статистика. Индексы

60

75

90

100

20,0

19,0

18,5

18,0

Требуется вычислить помесячные индексы. Их можно вычислить по-разному, в зависимости от решаемой задачи.

 

Теоретически возможны четыре типа индексов.

1. Общие базисные индексы цен с постоянными (базисными) весами (январскими):

 Статистика. Индексы ;      

 Статистика. Индексы

и т.д.

 Статистика. Индексы .

В данных индексах цены каждого последующего периода (февраля – р1, марта – р2 и т.д.) сопоставляются с ценами января (р0) и взвешиваются на одно и то же количество товаров, проданных в январе (q0). Полученные показатели характеризуют изменение цен по сравнению с начальным периодом, но не отражают изменения в структуре проданных товаров.

2. Общие базисные индексы цен с переменными (отчетными) весами:

 Статистика. Индексы ; ;

 Статистика. Индексы

и т.д.

 Статистика. Индексы

В этих индексах цены каждого последующего периода (февраля – р1, марта – р2 и т.д.) сравниваются с ценами января (р0), но в качестве весов берется каждый раз количество товаров отчетного периода (q1,  q2 и т.д.).

В вычисленных индексах находят отражение как изменения цен по сравнению с начальным (базисным) периодом, так и изменения структуры проданных товаров.

 

3. Общие цепные индексы цен с постоянными весами (январскими):

 Статистика. Индексы ;

 

 Статистика. Индексы ;

и т.д.

 Статистика. Индексы ;

Эта группа индексов получена путем сопоставления цен каждого последующего периода с предыдущим, взвешенных на одно и то же количество товаров, проданных в январе (q0). Эти индексы отражают изменение цен каждого периода по сравнению с предыдущим, но не отражают изменения в структуре проданных товаров.

 

4. Общие цепные индексы цен с переменными весами:

 Статистика. Индексы ;

 Статистика. Индексы ;

и т.д.

 Статистика. Индексы ;

 

Эти индексы получены путем сопоставления цен каждого последующего периода с предыдущим, но взвешенных в каждом случае на количество товаров отчетного периода (q1, q2 и т.д.).

В рассчитанных индексах находит отражение как изменение цен за ряд последовательных периодов, так и изменение структуры проданных товаров.

Индексы с переменными весами не дают возможности перехода от цепных индексов к базисным, и наоборот, так как веса их различны:

 Статистика. Индексы

Индексы с постоянными весами допускают возможность перехода от цепных к базисным индексам, и наоборот. Перемножив два (или несколько) цепных индексов с постоянными весами, получим базисный индекс:

 Статистика. Индексы ,

а поделив два базисных индекса с постоянными весами, получим цепной:

 Статистика. Индексы

Аналогично можно построить с постоянными и переменными весами индексы физического объема продукции и т.д.

В связи с разнообразием индексов возникает вопрос о выборе наиболее пригодного из них в каждом конкретном случае. Так, для характеристики изменения цен по сравнению с начальным периодом без учета изменений в структуре проданных (произведенных) товаров применяют общие базисные индексы с постоянными весами, в тех же целях, но с учетом изменения структуры – базисные индексы с переменными весами. Для определения изменения цен каждого периода по сравнению с предыдущим без учета изменений в структуре проданных товаров применяют цепные индексы с постоянными весами, с учетом изменений в структуре – цепные индексы с переменными весами.

Выбор периода взвешивания индексов зависит от того, какие индексы вычисляются: индексы количественных (объемных) или качественных показателей. В теории статистики принята следующая система взвешивания: сомножители количественных индексируемых показателей берутся на уровне базисного периода, а качественных – на уровне отчетного.

 

Другие агрегатные индексы.

Помимо индексов товарооборота, цен и физического объема в статистико-экономическом анализе применяются другие агрегатные индексы. Рассмотрим некоторые из них.

Индекс себестоимости продукции. Аналогично индексу цен строится агрегатный индекс себестоимости продукции. Он показывает, во сколько раз себестоимость в отчетном периоде в среднем выше или ниже базисной или плановой себестоимости, а также абсолютный размер экономии или перерасхода в результате изменения себестоимости. Индекс себестоимости продукции является индексом качественных показателей и исчисляется по весам (объему) продукции отчетного периода:

 Статистика. Индексы

где z1 -  себестоимость единицы продукции в отчетном периоде; z0 – то же в базисном (или плановом) периоде; q1 – количество продукции в отчетном периоде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.