Рефераты. Службы управления персоналом

4)         Систематическое доведение до служащих политики организации и собственной политики служб управления персоналом.

Менеджмент УП нужен, в конечном итоге для сосредоточения усилий работников на выполнении намеченных стратегий фирмы; обеспечения эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей работников, реализацию их потенциала; содействовать укреплению трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшения морального климата в коллективе. 

Поскольку только плодотворная совместная деятельность коллектива гарантирует успех фирмы, конечной целью работы с персоналом является максимальное сближение ожиданий предприятия и интересов работников.

В журнале “Проблемы теории и практики управления”[5] рассказывается об интересном исследовании: опыт показал, что при интеграции ожиданий фирмы и связанных с профессиональной деятельностью интересов работников до  60 % производительность труда составит 100 % расчетной, что, естественно, приносит прибыль компании.

Остается добавить, что перечень целей СУП варьируются от целей организации. 



2.3.   Функции службы управления персоналом в организации

Опыт показал, что деятельность служб управления персонала нельзя сводить к тому весьма ограниченному набору действий, которые традиционно выполнялись отделами кадров в России. Новый подход к менеджменту УП характеризуется комплексностью. На западных предприятиях уже давно действуют единые службы управления персоналом, которые выполняют весь комплекс функций по рационализации трудовых процессов и процессов УП.

Такой комплексный подход к службе управления персонала в организации ведет к тому, что СУП начинают расширять круг своих функций от чисто кадровых (формирование, подбор и расстановка кадров) к более широкому кругу вопросу, включающих не только кадровую политику, но и мотивацию персонала, оплату труда работников, согласование интересов работников и фирмы и т.д.

В широком смысле функции СУП – отрасль общей политики фирмы, так или иначе связанная с человеческим фактором.

В книге Герберта А. Саймона и Дональда У. Смитсбурга “Менеджмент в организациях”[6] дается следующая классификация функций СУП в организации:

1)         Подсистема условий труда:

Ø         соблюдение требований психофизиологии

Ø         соблюдение требований технической эстетики

Ø         охрана труда и техники безопасности

Ø         организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимального соотношения между количеством единиц оборудования и числом персонала.

2)         Подсистема трудовых отношений:

Ø         анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений

Ø         анализ и регулирование отношений руководства

Ø         управление производственными конфликтами и стрессами

Ø         социально-психологическая диагностика

Ø         соблюдение этических норм взаимоотношений

Ø         управление взаимодействием с профсоюзами.

3)         Подсистема оформления и учета кадров:

Ø         оформление и учета приема, увольнений, перемещений

Ø         информационное обеспечение системы кадрового управления

Ø         профориентация

Ø         обеспечение занятости

4)         Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:

Ø         разработка стратегии управления персоналом

Ø         анализ кадрового потенциала

Ø         анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы

Ø         планирование кадров

Ø         взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами организацию

Ø         оценка кандидатов на вакантную должность

Ø         текущая периодическая оценка кадров.

5)         Подсистема развития кадров

Ø         техническое и экономическое обучение

Ø         переподготовка и повышение квалификации

Ø         работа с кадровым резервом

Ø         профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников

6)         Подсистема анализа и развития средств  стимулирования труда:

Ø         Нормирование и тарификация трудового процесса

Ø         Разработка систем оплаты труда

Ø         Использование средств морального поощрения

Ø         Разработка форм участия в прибыле и капитале

Ø         Управление трудовой мотивацией

7)         Подсистема юридических услуг

Ø         решение трудовых вопросов с точки зрения юридических нормативов

Ø         согласование распорядительных документов по управлению персоналом

Ø         решение правовых вопросов хозяйственной деятельности.

8)         Подсистема развития социальной инфраструктуры:

Ø         организация общественного питания

Ø         управление жилищно-бытовым обслуживанием

Ø         развитие культуры и физического воспитания

Ø         обеспечение охраны здоровья и отдыха

Ø         управление социальными конфликтами и стрессами

9)         Подсистема разработки оргструктуры управления

Ø         анализ сложившейся оргструктуры управления

Ø         проектирование оргструктуры управления

Ø         разработка штатного расписания

Ø         построение новой оргструктуры управления

Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций, приписываемых службе управления персоналом с точки зрения нового подхода к менеджменту УП. Однако набор тех или иных функций СУП в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые, не его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации (размер фирмы, специфика ее деятельности и т. д.) и кажутся ему полезными для успешной работы организации. Но несмотря на все различия между организациями, существует стандартный набор функций СУП, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы. Рассмотрим эти функции подробнее.

1)         Планирование трудовых ресурсов, – что включает в себя:

·           оценку наличных ресурсов (т.е. анализ содержания работ и имеющего персонального состава)

·           оценка будущих потребностей (прогноз внутренних и внешних предложений рабочей силы и спроса на рабочую силу)

·           разработка программы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах на основе соотношения внутреннего и внешнего предложения рабочей силы со спросом и стратегии развития компании. Для правильного прогнозирования необходимо учитывать среднюю текучесть кадров, естественное выбытие (смерть, выход на пенсию и т.д.) и другие факторы.

2)         Наем персонала – это создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям

3)         Отбор персонала – оценка кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма. 

К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста.

К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.    

4)  Определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работника.

На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот, а не собственная зарплата. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.

5)              Адаптация – введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.