Рефераты. Шпоры по Основам Экономической Теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Спрос, предложение и их факторы. Равновесная цена

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения. Спрос — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, кот. покупатель может заплатить за нужный товар. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. На стороне спроса деньги. На спрос оказывают влияние факторы: цены на товары и услуги, денежные доходы населения, потребительские вкусы, цена и полезность товарозаменителя, число потребителей на рынке, емкость рынка, потребительские ожидания. Главным фактором, оказывающим влияние на спрос, является цена. Покупатель предлагает цену спроса — это предельно макс. цена, за кот. он согласен купить товар, выше эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет больше денег. Между ценой товара и кол-ом покупаемых товаров существует определенное соотношение. Оно выражается законом спроса, отражающим функционир-ую зависимость спроса от цены. Закон: спрос = F (цена); зависимость обратная. Функция спроса состоит в покупке товара и объясняется действием эффекта дохода, действием эффекта замещения. Эффект дохода При более низкой цене потребитель может позволить себе купить большее  кол-во данного продукта, не отказываясь от других товаров. Эффект замещения При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного. Предложение — то кол-во товаров и услуг, кот. производитель желает продать на рынке. Предложение показывает в каком кол-ве и какая продукция будет предъявлена на рынке в продаже и по каким ценам. На предложение оказывают влияние факторы: цены на продукцию, цены на ресурсы, налоги и дотации, технический прогресс, ожидаемые изменения цен, емкость рынка, число продавцов. Основным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена. Для производителя цена является тем стимулом, кот. оказывает влияние на объем производства. Между ценой и кол-вом предлагаемых в продаже товаров существует определенная зависимость, отраженная в законе предложения: появляется функциональная зависимость от цены. Эта зависимость прямая. На рынке наступает такой момент, когда спрос и предложение приходят в равновесие и устанавливается равновесная рыночная цена и равновесный объем производства. Равновесие характеризует такое состояние р. дан. тов-а, при кот. вся  его масса, произведенная в расчете на данную цену, может быть продана.  Равн-ая цена может подниматься и опускаться. Колебание спроса и предложения изменяют равн-ую цену и равн-ое кол-во товара на рынке. Это выражается в следующем: увеличение спроса вызывает как рост равн-ой цены, так рав-го кол-ва товаров. И наоборот. Если товар продается по цене ниже рав-ой, то возникает избыточный спрос, приводящий к дефициту товара. При ценах  более высоких чем цена равн-ия появляются нереализованные излишки товаров.

 

19. Эластичность спроса и предложения и их факторы

Ценовая эластичность — степень чуткости потребителя к изменению цены. Ц. эл. спроса — изменение величины спроса под влиянием динамики цены. Относительная эл. спроса — кол-во спрашиваемой продукции изменяется под влиянием изменения цены. Относит. неэл. спроса — изменение цен не оказывает влияние на кол-во покупаемой продукции. Степень ценовой эл-ти или неэл-ти спроса измеряется при помощи коэффициента эл-ти спроса (Ed).Ed = % изменение спрашиваемой продукции / % изменение цены Коэффициент эл-ти спроса показывает на сколько % изменился размер спроса на товар в зависимости от изменения цены. Коэф-т эл-ти спроса > спрос эл-ти; = единичная эл-ть спроса; < неэл-ти. Факторы, оказывающие влияние на эл-ть: кол-во, качество, цена товарозаменителей; величена предельно возможных затрат, при покупке данного товара; фактор времени. Эл-ть предложения— изменение предложения  в зависимости от изменения цен на предлагаемую в продаже продукцию. Коэффициент эл-ти предложенияEd = % изменения предлагаемой продукции / % изменения цены. Он показывает как изменится предлагаемое кол-во товара, если цена опустится или поднимется на 1%. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эл-ть предложения является кол-во времени, имеющийся в распоряжении произ-ля, чтобы отреагировать на данное изменение цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Сущность конкуренции и ее виды

К-ия — это соперничество м/у субъектами хоз.  деятельности за лучшие условия произ-ва, купле-продаже товаров в целях получения наибольшей прибыли. К-ия выполняет ряд ф-ий: формирует цену; является ср-ом сбалансирования спроса и предложения; стимулирует снижение затрат  произ-ва и повышение качества выпускаемой продукции; повышает эффективность произ-ва; осуществляет контроль над эк-ой силой каждого производителя. Основным условием конкурентной борьбы является представление на рынке конкурентно способной продукции. К-ая способность — это комплекс потребительских и ценовых характеристик товара, определяющих его успех на рынке над другими товарами. К-ия на рынке проявляется в  различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.(степень развития) Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. В конце XIX-го — начале XX-го века произошла смена свободной к-ии монополистской (несовершенной). В основе этого процесса лежит появление нового явления в эк-ке — капитализма — возникновение монополий. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель р., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию; 3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.(структура) Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.(методы) Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов.

 

 

 

 

21. Предприятие — основной субъект рыночной экономики

Предприятие — основное звено хоз-ва, где происходит соединение раб. силы со средствами произ-ва, производятся товары и услуги в целях удовлетворения потребностей. Каждое предприятие является юридическим лицом. Функции предприятия: произ-ая (технологическая); эк-ая; социальная; внешняя эк-ая. Черты предприятий: организационное единство (определенный коллектив); определенный комплекс средств произ-ва; абсолютное имущество; единоначалие в управлении; имущественная ответственность за результаты деятельности. Класс-ия предприятий: по формам собственности (индивидуальные, частные, коллективные, государственные, семейные, смешанные, арендные); по числу работников (малые, средние, крупные); по отраслевому признаку (с/х, промышленные, строительные, транспортные, торговые, связей, финансовые, инвестиционные, научно-исследовательские и др.); по организации финансового хоз-ия (единоличные, различные товарищества, хоз-ые общества). Каждое предприятие имеет свой жизненный путь, кот. оно проходит с момента своего возникновения, как юридическое лицо, до его закрытия: создание — развитие — кризис — сонация — банкротство — ликвидация.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.