Рефераты. Шпоры по финансам

ется в создании так называемых основных, или первичных доходов.Основные доходы формируют- ся при распределении национального дохода среди участников материального производства. Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспре- делением средств, а также с наличием наряду с  производственой непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается. В ре- зультате перераспределения образуются вторич- ные, или производные доходы. Это доходы в отраслях непроизводственной сферы ( налоги).

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они обьективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответству- ющим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательст- вом госудаарства через финансы в процесс воспроизводства. Функции финансов реализуются через  финансовый  меха- низм, представляющий часть хозяйственного механизма.




3. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции.

Финансовый контроль – контроль законодатель- ных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учрежде- ний за финансовой деятельностью всех экономи- ческих субьектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учрежде- ний, так и всех других экономических субьектов. Государственный финансовый контроль пред- назначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также конт- роль за  финансовой деятельностью государст- венных предприятий и учреждений, государствен- ных банков и финансовых корпораций. Финансо- вый контроль со стороны государства негосудар- ственой сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед госу- дарством, включая налоги и др. платежи. Система финансового контроля включает следующие эле- менты:

-      ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением непос- редственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

-      налоговое ведовство с подчинением правит- тельству  или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

-      контролирующие структуры в составе ведо- мств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

-      негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документа-ции и законности финансовых операций;

-      службы внутреннего контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:

- времени проведения(предварительный, текущий,      последующий);

-      субьектам контроля(президентский, контроль представительных органов власти, ведомствен ный, внутрихозяйственный, аудиторский)

-      сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой)

-      форме проведения (обязательный-внешний, инициативный-внутренний)

-      методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз. деятельности, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федера- ции и Гос. Думы, Счетная палата РФ.

В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответ- ствующие подкомитеты проводят экспертно-ана- литическую работу по всем финансовым вопросам.




4. Финансовая система РФ и характеристика ее звеньев.

   Понятие “финансовая система”является развитием более общего понятия “финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику.Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким обра- зом, каждое звено финанасовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом-совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений :

-      государственную бюджетную систему;

-      внебюджетные специальные фонды;

-      государственный кредит;

-      фонды страхования;

-      финансы предприятий различных форм собственности.

Перве три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприя- тий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отноше- ний на микроуровне.

Бюджетная система РФ включает три звена:

-      республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

-       бюджеты субьектов федерации;

-      местные бюжджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Второе звено финансовой системы – внебюджет- ные специальные фонды. Они  имеют строго целевое назначение-расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов исползования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а так-же на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии.  Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственое значение в их состав входят :

 Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работода- телей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, соци- альных пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федераль- ного бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального обьема медицинских услуг гражданам РФ на всейтерритории государства. ФФОМС осущест- вляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхо- вания. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование обьектов здравоохранения, находящихся на территории.

Децентрализованные внебюджетные фонды созда- ются для решения территориальных, межотрасле- вых задач:

-      Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-иследовательских работ. Источником формирова- ния являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.

-      Государственный фонд конверсий- источни- ком служат бюджетные ассигнования . Сред- ства направляются предприятиям военно-про-мышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции

-      Фонд содествия развития малых форм предпринимательства.

-      Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финан- совых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной обьем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Исползуя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, явля- ется привлечение средств для покрытия бюджет- ного дифицита.

Финансы фондов страхования –это обществен- ные отношения, которые складываются в процес- се перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрица- тельного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирова- ния экономических и социальных процессов.

Финансы предприятьий различных форм собст- венности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным обра- зом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах госудаства. Финансы  предприятий всех форм собственности обслужи- вают сферу негосударственных финансов, от них    зависит фин. состояние государственых финансов  Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего  и внешнего долга РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.