Рефераты. Шпаргалка по экономической теории

12. Рынок. Условия возникновения и развития. Функции и структура. Рынок - взаимодействие покупателей и продавцов, формирующее спрос и предложение и устанавливающее цену. В процессе  регулирования  общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций: 1) Информационная,  т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях. 2) Посредническая.  В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться  результатами своего труда. 3) Стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально  оптимально  формируются  структурные  пропорции и объем производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции. 4) Распределения и обмена.  Обеспечивается распределение и обмен между группами общества. 5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением. 6) Функция санирования.  Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: “О защите потребительского рынка” от 20.12.91г. “О защите потребителей” от 26.06.91г. Для формирования рыночной системы в России необходим ряд условий и институтов: 1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы.  С  1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности. Этапы: а) ваучерная приватизация

б) денежная приватизация 2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью. 3. Установление экономической системы,  базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами. 4. Введение свободных  или  мягко  регулируемых  цен.  Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена реформа, и сейчас существует три вида цен: а) устанавливаемые государством б) регулируемые государством в) цены свободного рынка 5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется  использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.

13. Собственность: права, виды, формы. Собственность – отношение по поводу присвоения и отчуждения определенного объекта собственности (средства производства, предметы потребления, труд работников, продукты интеллектуального труда). Формы собственности: 1) частная (присвоение осуществляется одним субъектом или группой лиц); 2) общественная (присвоение осуществляется всеми членами общества); 3) трудовая (объект потребляется теми, кто его произвел); 4) нетрудовая (продукт потребляется не теми, кто его производил). Теория прав собственности получила развитие в 1960-х гг. Ее авторами были американские экономисты: Коуз, Алчиан. Согласно данной теории, отношение собственности регулируется 11 правами: 1) право владения, т.е. физического контроля над объектом; 2) право пользования, т.е. извлечение дохода из объекта; 3) право на сам доход от использования; 4) право управления; 5) право на капитальную ценность объекта (на распоряжение его судьбой); 6) право на защиту от изъятия; 7) право на завещание и наследование; 8) право на бессрочность владения; 9) ограничение на пользование во вред другим; 10) возможность изъятия объекта за счет уплаты долга; 11) обязательство возврата объекта владельцу по истечению срока использования. Два вида общей собственности: долевую и совместную. К долевой относится собственность, при которой определена доля каждого из её участников, к совместной - собственность без определения долей.

 Шпаргалка по экономической теории 15. Спрос. Закон и кривая спроса, факторы, влияющие на его изменение. Спрос – количество товаров и услуг, покупатели хотят купить по  данной цене. Спрос бывает номинальный (потребности покупателей) и платежеспособный (исходя из их доходов). На рисунке кривая спроса. P-цена, Q – кол-во товара, D-линия спроса. Факторы увеличения спроса: 1) рост доходов потребителей; 2) повышение качества продукции и снижение ее цены. Закон спроса: рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

16. Предложение. Закон и кривая предложения, факторы, влияющие на изменение предложения. Предложение – кол-во товаров и услуг, которые продавцы хотят продать по данной цене. На рисунке – кривая предложения. Факторы увеличения предложения: 1) внедрение новых технологий; 2) повышение производительности труда. Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.

17. Рыночное равновесие, дефицит и избыток. Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке. Когда государство диктует продавцам низкую цену (ниже точки равновесия), возникает дефицит, т.е. образуется определенное количество недопустимых товаров. Если продавец искусственно повышает цену выше равновесной, образуется избыток (перепроданное кол-во товаров).

18. Эластичность спроса и предложения, варианты и коэффициенты эластичности. Эластичность – способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(∆D/D)/(∆P/P) (Е - эластичность, ∆D – абсолютное изменение спроса, ∆Р – абсолютное изменение цены, D и Р – первоначальное значение спроса и цены). 2. Эластичность спроса по доходу EID=(∆D/D)/(∆I/I) (I – доходы) 3. Перекрестная эластичность спроса EPD=(∆D1/D1)/(∆P2/P2). Коэффициент эластичности – показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.

<center>Граница эластичности спроса</center>1) Для эластичности по цене и по доходу: а) 0<EPID<1 – спрос неэластичный и с изменением этих факторов спрос изменяется в меньшей степени. а) Е=1 – единичная эластичность. Изменения факторов и спроса одинаковы. в) E>1 – эластичный спрос. Он изменяется в большей степени, чем доходы покупателей. 2) Для перекрестной эластичности: а) 0<EPID<1 – товары 1 и 2 независимы друг от друга. б) Е=1 –товары взаимодополняемые; в) Е>1 – товары взаимозаменяемые.

19. Конкуренция: виды и последствия, методы ведения конкурентной борьбы. Конкуренция – борьба среди продавцов или покупателей за самые выгодные условия продаж или покупок. Виды: 1) межфирменная (за использование ограниченных ресурсов); 2) межотраслевая (между предприятиями в отрасли и между отраслями за доступ к той или иной части рынка); 3) межстрановая – между странами за доступ к национальным рынкам. Формы конкуренции: 1) ценовая (путем установления привлекательной цены); 2) неценовая (путем расширения ассортимента, предоставления сервиса, гарантий и т.д.).

20. Общая и предельная полезность. Ценность. Полезность – удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Общая полезность — это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельная полезность — это приращение общей полезности в результате увеличения совокупности признаков. Ценность - это норма, понятие идеального, или должного, соотношения между благами в процессе обмена. В зависимости от происхождения этой нормы различаются два вида ценности. 1. Нормативная ценность - это этически или юридически определенная норма. Нормативная ценность - это "указная" (т. е. назначенная сверху) цена. 2. Типическая ценность - это цена, в действительности уплачиваемая, которая сообразуется с "обычной" или фактической нормой.

21. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия. Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие - нет. Кривая безразличия потребителя – кривая, построенная в координатах «количество товара А – количество товара Б», точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящемся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия. Бюджетная линия – линия (кривая), точки которой соответствуют комбинации предельно возможного количества товаров в наборе, которые могут быть куплены исходя из ограниченного бюджета покупателя..

22. Равновесие потребителя и потребительская рента. Потребительское равновесие - ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого. Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется "потребительской рентой", или "излишком потребителя". Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара.

23. Предприятия и фирма. Предпринимательство и его формы. Фирма – институт рынка, целью которого является получение прибыли. В процессе своей деятельности фирма использует имеющийся у нее капитал и несет различные издержки. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности регламентируются российским и международным законодательством, а также экономическими принципами. Различают государственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные (семейные, частные) предприятия.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.