Рефераты. Шпаргалка по экономической теории

Шпаргалка по экономической теории

1. Основные этапы и направления развития экон. теории.

1. Физиография. XVI в. Англия, Франция. Опираясь на идеи Аристотеля и Платона, физиографы считали, что в основе богатства страны лежит производство и обмен аграрной партии. Это, по их мнению, оправдывало феодальный труд и автократическое управление.

2. Меркантилизм. XVII в., Англия. Меркантилисты считали, что источником богатства страны является торговля, в особенности внешняя. Для усиления накопления богатства необходимо предоставлять большую свободу купцам и ограничить вывоз золота и серебра из страны.

В 20 веке идеи меркантилизма перешли во фретейдерство (свободная торговля). Ее сторонники высказываются против различных ограничений свободной торговли и за отмену ряда всемирных торговых объединений.

3. Классическая политэкономия – классическая политэкономия (18 в.). В основе богатства страны лежит промышленное производство, малое вмешательство гос-ва в экономику и только собирать налоги

4. Неоклассицизм (19 век). Государству следует использовать не только налоговые, но и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.

5. Маржинализм. Роль государства заключается в регулировании производственных возможностей общества, а именно предельной полезности каждого продукта.

6. Институционализм (20 век) Государство должно регулировать институты рынка путем регулирования прав собственности.

7. Марксизм (конец 19 в.). Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала.

8. Кейнсианство. Рыночная экономика не способна самостоятельно выйти из кризиса, поэтому необходимо усиление гос вмешательства. Для недопущения кризиса необходимо поддерживать совокупный спрос на постоянном уровне.

2. Предмет, цели и задачи экон. теории.

Экономика – наука об отношениях между людьми, фирмами и государством по поводу производства, распределения и потребления различных благ.

Экономическая теория изучает закономерности, процессы и явления, вытекающие из экономических отношений, а также сами отношения, практика же изучает результаты и характеры этого воздействия на различных экономических агентах (производ. сферы, соц. сферы и т.д.)

Благо – средство для удовлетворения различных потребностей людей. Для их удовлетворения используются экономические ресурсы: исчерпаемые (ископаемые, воздух, вода, лес) и неисчерпаемые (деньги, труд и предпринимательская способность). Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – кривая производственных возможностей.

3. Микроэкономика и макроэкономика. Методы экономических исследований.

Микроэкономика – на уровне фирм, граждан; макроэкономика – на уровне гос-ва.

Для теоретических исследований широко используется диалектический метод: 1) все явления  исследуются в развитии, т.е. исторически; 2) в развитии явлений выделяются противоречия, препятствующие этому процессу и, с другой стороны, способствующие его качественному развитию; 3) научная абстракция, т.е. мысленное отделение существенных элементов от несущественных. Инструменты диалектического метода: анализ (разбиение целого явления на элементы – для выявления причин), синтез (мысленное воссоединение полученных рынков. Для определения последствий, т.е. для моделирования), индукция (восхождение от фактов – общей закономерности, т.е. теория), дедукция (подведение теории под ряд фактов с последующим практическим анализом и корректировкой данной теории).

4. Потребности общества и их виды. Закон роста потребностей.

Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек. Потребности разделяются на биологические и социальные (последние обусловлены общественной природой человека). Кроме того, различают насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые потребности (образование).

5. Эконом. Ресурсы, их ограниченность и эффективность. Проблема эконом. Выбора.

Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – кривая производственных возможностей.

 Шпаргалка по экономической теории А и В – два различных продукта. Совершенство технологии, ресурсообеспечение и развитие эконом. Отношений сдвигает кривую производственных возможностей вправо. Различные варианты решения проблемы выбора порождают различные типы экономических систем (это  совокупность отношений в экономике, их объектов и субъектов: рыночная, командная, традиционная (решается все при помощи традиций))

6. Границы производственных возможностей.

Это график в виде линии, кривой, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта. Внутри области производственных возможностей находятся сочетание благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства (найдено в экономическом словаре).

7. Экономическая система. Типы и модели.

Экономическая система - это  совокупность отношений в экономике, их объектов и субъектов: 1) рыночная экономика – проблемы решаются с помощью конкуренции; 2) командная – проблемы решаются с помощью директив, приказов, властей; 3) традиционная – проблема решается на основе традиций, обычаев и т.д.

8. Общественное право: факторы, результат, стадии.

Чтобы жить, люди должны постоянно потреблять продукты питания, пользоваться одеждой, обувью, жильем, другими жизненными благами. А чтобы это иметь, надо их производить. Процесс производства является основой жизни и развития человеческого общества. Т.к. производственный процесс всегда осуществляется в обществе, производство даже отдельного ремесленника или фермера является ОБЩЕСТВЕННЫМ.

 Шпаргалка по экономической теории Экономическая система общества формируется на основе общественного производства и направлена на его развитие и качественное усовершенствование, что является базой для реализации разнообразных потребностей всех членов общества. Производство имеет 2 важных стороны: оно одновременно представляет собой взаимодействие человека с природой и совокупность отношений между людьми.  Человек для осуществления производства берет у природы материалы, использует землю, воду, атмосферу. В процессе производства люди также вступают в отношения между собой, решая вопросы присвоения ресурсов, организации и управления. Такие отношения называются ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ. Процесс производства состоит из следующих ЭЛЕМЕНТОВ: собственно труд, предметы труда и средства труда.  ТРУД, или целесообразная деятельность, предполагает применение способностей и трудовых навыков людей, приложение их физических и умственных способностей. ПРЕДМЕТЫ ТРУДА v это все то, на что направлен человеческий труд v почва, ткань, сырье, материалы. СРЕДСТВА ТРУДА v это машины, оборудование, инструменты, с помощью которых работники воздействуют на предметы труда. К ним также относится инфраструктура v производственные здания, нефте- и газопроводы, мосты, каналы. В совокупности средства и предметы труда составляют средства производства. В процессе воспроизводства продукт проходит следующие фазы: производство, распределение, обмен (процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие) и потребление. Все эти фазы взаимосвязаны.

9. Натуральное и товарное хозяйство. См. 1.

10. Товар и его свойства. Товар - это продукт труда, предназначенный для рынка, т.е. других членов общества, а не товаропроизводителей.

Всякий товар обладает двумя свойствами: 1) потребительная стоимость - полезность товара удовлетворять потребности членов общества. Источником потребительской стоимости является конкретный труд, т.е. труд определенной направленности. Различные товары обладают различной потребительской стоимостью. 2)Стоимость, меновая стоимость. Стоимость - количество общественно-необходимых затрат труда, воплощенных в товаре. Источником стоимости является абстрактный труд, т.е. труд удаленный от конкретного труда. Абстрактный труд характеризует затраты труда вообще. Меновая стоимость - определенные соотношения в обмениваемых товарах на рынке. Стоимость - внутреннее свойство товара, которое выражается на рынке, т.е. в обмене через меновую стоимость. Меновая стоимость - внешнее проявление стоимости товара.

11. Деньги, их функции и свойства. Деньги – средство обращения, выполняющее двоякую роль в экономике: 1) средство обращения, несущее в себе определенное кол-во эквивалента стоимости всех товаров и услуг; 2) товар, который можно купить и продать. Цена денег – процент, ставка по кредитам. Продажа денег осуществляется в виде кредитования. Сущность денег, как всеобщего товара выражается в их функциях: 1. Состоит в том, чтобы выразить стоимости товаров, т.е. эта функция выступает как мера стоимости. 2. Связанна с реальным меновым процессом, в котором деньги функционируют как средство обращения по формуле: товар - деньги - товар. Эту функцию выполняют реальные деньги (наличные). 3. Как средство накопления и образования сокровищ. Эту функцию выполняет реальное золото, серебро, хотя на практике производители накапливают не только золото, но и металлические, бумажные знаки денег. Происходит так же накопление сокровищ в виде предметов роскоши, изготовленных из золота, серебра, платины, но которые не функционируют непосредственно в виде денег.  4. Деньги как средство платежа. Это когда совершается купля товара при отсрочке на определенный срок, т.е. товара продажи в кредит. С наступлением срока должник уплачивает кредитору стоимость товара. В этой функции деньги используются при выплате заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. В этой функции деньги так же функционируют при оплате всякого рода финансовых обязательств. Цена - денежное выражение стоимости. Служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно-необходимого рабочего времени. Величина цены прямо пропорциональна стоимости товаров и обратно пропорциональна стоимости золота. Однако цена не всегда и не по каждому товару совпадает со стоимостью. Спрос равен предложению, а, следовательно, цена равна стоимости. Функции цены: 1) учетная - сводится к учету и измерению общественно- необходимых затрат труда в сфере производства и обращения; 2) стимулирующая - заключается в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного производства, на обновление ассортимента, повышение качества продукции и т.д.; 3) распределительная - состоит в том, что с ее помощью осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, национального дохода; 4) сбалансированная - проявляется при сбалансировании спроса и предложения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.