- работающий, которого увольняют за нарушение трудовой дисциплины сам просит администрацию предприятия (учреждения) уволить его по собственному желанию;
- на предприятиях всех форм собственности в силу массового высвобождения работников у ряда руководителей могло возникнуть желание чрезмерной эксплуатации наемного труда.
Подобную ситуацию предвидели еще в 1990 г. разработчики программы мер по социальной защите населения Самарской области условиях становления рынка и включили в нее такой раздел: меры по защите населения от чрезмерной эксплуатации наемного труда работодателя независимо от форм собственности. Он охватывал все стороны производственной деятельности и вознаграждений за труд, а именно:
1) профсоюзам вменялось в обязанность заключение с работодателями коллективных договоров, в которых должны быть предусмотрены такие гарантии:
- минимум заработной платы, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, выплаты компенсационного характера;
- недопущение ужесточения норм труда без соответствующего изменения организационно-технических условий их выполнения;
- ограничение норм продолжительности рабочего времени;
- установление сокращенного рабочего дня, неполной рабочей недели;
- льготные пенсии, доплаты и материальная помощь, для неконкурентноспособных граждан;
- продолжительность трудовых и социальных отпусков;
2) Должна была осуществляться организация государственной экспертизы условий труда на территории области.
По всей видимости, работодатели проигнорировали требования, выдвигаемы этой программой, или она вообще была забыта, в результате чего в области наблюдался высокий уровень травматизма, давший уже в 1991 г. 8118 несчастных случаев, в том числе 167 случаев со смертельным исходом. К 1996 г. численность травматических случаев сократилась до 3986, в том числе среди 992 женщин, но абсолютная величина смертельного травматизма снизилась незначительно, до 161 (-6). Такое положение на предприятиях области потребовало разработки программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, рассчитанную на 1998-2000 гг. Было принято Постановление Губернатора Самарской области с одобрением этой программы и направлением ее для утверждения в Губернскую Думу. Контроль за выполнением этого постановления был возложен на первого заместителя Губернатора Самарской области.
Но не исключены и случаи меркантильных интересов и самих работающих, и работодателей. Уволившиеся регистрируются в службе занятости, получают статус безработного и причитающееся им ежемесячное пособие, а сами устраиваются на работу в те структуры, где не требуют трудовую книжку. По истечении определенного времени им предлагаются рабочие места, но у них цель - упросить работодателя оформить им отказ в трудоустройстве, чтобы не потерять пособие.
Нередко и предприятия проявляют по отношению к службе занятости также корыстные интересы. Так, для получения лицензии для открытия совместного предприятия или Западной компании необходимо заключение государственной службы занятости, в котором оговаривается численность безработных, которая
будет направлена на это предприятие службой занятости, но с получением данного заключения под различными предлогами им отказывают в трудоустройстве. Наибольшее количество уволившихся по собственному желанию граждан отмечается в городах: Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Отрадном и сельских районах: Борском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Красноярском.
В 2 раза сократился удельный вес высвобожденных работников - с 50,5 до 25,8%. Эти две причины занимают 2/3 от общего числа причин.
Абсолютная величина лиц 16 лет и старше, обучавшихся с отрывом от производства и не нашедших места приложения своих профессиональных знаний в анализируемом периоде, возросла с 351 до 5038 чел. Это свидетельствует о том, что процесс обучения и переобучения не согласовывается с потребностями рынка труда. Сам же рынок труда не дает для широких слоев населения информацию, какие профессии являются дефицитными, полудефицитными, по каким направлениям профессий и специальностей в данном регионе наблюдается перепроизводство. Перепроизводству определенного круга специальностей способствует та легкость, с которой государствённые и частные (коммерческие) высшие и средние специальные учебные заведения получают лицензии на подготовку специалистов, не соответствующих их профилю. Доля лиц этой категории в общей структуре причин сократилась с 10,8 до 7,6 %.
Данная выше количественная и качественная характеристика зарегистрированных в органах государственной службы занятости – это одна сторона социально-экономического явления. Обратная сторона выступает в качестве противовеса, отражает пути и степень решения проблемы.
В настоящее время рынок труда Самарской области представлен широкой сетью различных служб, государственных и негосударственных призванных регулировать потоки рабочей силы.
Самарский областной рынок труда характеризуется сокращением числа привлекательных вакансий, изменением конъюнктуры спроса на профессии, ростом реальной безработицы, несоответствием между спросом и предложением вакансий, образовательным и профессионально-квалификационным уровнями безработных и так далее.
Как на всяком рынке, на рынке труда есть продавец и покупатель. В качестве продавца выступает безработный, продающий свой профессиональный капитал, а в качестве покупателя – «работодатель», призванный публично представить все имеющиеся в его распоряжении вакантные места, доступные для широкого круга соискателей.
Все каналы мобильности и посредники на рынке труда призваны выполнить одну из важных социально-экономических задач - снижение напряженности на рынке труда, одного из элементов социальной напряженности в регионе, стране в целом.
Частные агентства по трудоустройству - это новый посреднический институт, набирающий свою силу и значимость. Коммерческие биржи труда Самарской области осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой комиссией при Департаменте экономики Самарской области. В нее входят два представителя от Государственной службы занятости, которые соглашаются с организацией конкурирующих с ними структур.
К началу 1998 г. коммерческих бирж труда насчитывалось около 20.
Одной из форм в удовлетворении потребностей ищущего работу выступают личные связи, именуемые в рыночных условиях как рекомендации и протекция. Суть этой формы трудоустройства заключается во встрече рекомендателя с "нужными" людьми и формальных процедурах оформления. Особенно широкое распространение это нашло на ИЧП, в акционерных обществах, где трудовой коллектив формируется из родителей, их детей, родственников. В ходе социологического исследования на одном из предприятий г. Самары довелось увидеть в отделе кадров уникальный документ-журнал, в котором поставлены на очередь дети и родственники работников этого предприятия.
В Самарской области в качестве посредников выступают средства массовой
информации. Регулярно в ряде газет отводятся целые полосы с предложением вакансий. Этот вид посредничества не несет никакой ответственности за достоверность информации. Иногда среди этих объявлений имеются такие, которые носят сугубо мошеннический характер.
Многоуровневый маркетинг - одна из специфических форм посредничества на рынке труда. Здесь не существует прямого различия между работодателями, посредниками и клиентами, так как потребитель распространяемого товара одновременно вербуется как участник пирамиды, а все продавцы в обязательном порядке потребляют собственную продукцию. Эта форма трудоустройства объединяет найм при продаже товара, вручении листовок на улице, анкетирование, объявления в газетах, обзвоны населения по телефонам с предложением им работы. Каждый человек, вошедший в эту пирамиду, получает определенную часть денег от реализации товара и от вербовки на работу нового человека, то есть принцип заинтересованности налицо.
Все перечисленные виды посредничества можно считать еще одной особенностью рынка труда Самарской области.
Единовременным социологическим обследованием в апреле - мае 1998 г. получены следующие данные по г. Самаре:
а) социальные связи - 59,4%;
б) самостоятельно-21,3%;
в) через службу занятсти-2,6%;
г) частные агентства- 0,8%;
д) объявления;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20