Рефераты. Рынок интеллектуальной деятельности

ü    обязательная - разрешение на использование объекта промышленной собственности, выдаваемое по решению правительства без спроса патентообладателя

ü    сублицензия - предоставление лицензиатом прав на использование объекта третьими лицам при согласии лицензиара.

Все условия оговариваются в основном договоре.

Лицензионный обмен осуществляется по двум каналам - во-первых, торговля "чистыми" лицензиями и, во-вторых, торговля сопутствующими (поставкам машин, 'оборудования) лицензиями и "ноу-хау". При этом продажа лицензий предполагает передачу за вознаграждение и на определенный срок на основе лицензионных соглашений юридических прав на использование в производстве, при сооружении и реконструкции объектов и при выполнении других работ запатентованных изобретений. Нелицензионная продажа сопутствующих лицензий и предоставление услуг "ноу-хау" осуществляются по контрактам при экспорте разрозненного или комплектного оборудования, строительстве и реконструкции объектов за рубежом, экспорте услуг типа "инжиниринг".

Международная торговля лицензиями может осуществляться как непосредственно владельцами и потребителями данных услуг, так и через посредников.

Основные проблемы отечественных организаций, связанных с торговлей лицензиями и услугами "know-how":

·                     низкая эффективность многих отечественных научно - технических разработок;

·                     только небольшое количество серийно производимых в стране машин и оборудования соответствуют мировому уровню;

·                     за рубежом патентуется менее 1 % отечественных изобретений. Патентная защита значительно увеличивает вероятность продажи технологии;

·                     отсутствует информационная база для эффективной работы по запродаже сопутствующих лицензий, т.к. недостаточен поток информации, поступающий от разработчиков (научно-исследовательских институтов) о новых технологических процессах и разработках, а также отсутствует систематическая информация о состоянии рынка, которая позволяла бы достаточно быстро оценивать возможность использования той или иной технологии в конкретных условиях;

·                     несовершенна система материального стимулирования лиц, содействующих продаже лицензий.

2.4. Франчайзинг

В мировой практике всё более широкое распространение получает франшиза (франчайзинг) товарных знаков, а также технических, управленческих и маркетинговых ноу-хау. Суть франшизы заключается в том, что компания разрешает своему контрагенту использовать своё известное фирменное наименование при условии, что он будет сбывать под этим наименованием продукцию этой компании, получая от фирмы всю необходимую помощь.

Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ).

Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания...

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги, автоуслуги, бытовое обслуживание и т.д.).

Франчайзинг является средством мобилизации капитала.

Типы франчайзинга:

1. товарный, который связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату с платежами и с определенными условиями;

2. бизнес-формат франчайзинг - предоставление целого пакета услуг франчайзиату со стороны франчайзера: передача производства, ноу-хау, обучение, накопленный опыт, анализ мест размещения, товарные знаки, фирменное название и другое.

На растущих рынках, таких как Россия, Франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Франчайзинг начал широко распространяться в 50-е годы, и к 1999 г.только в США эту форму льготного предпринимательства применяли свыше 600 тысяч предприятий. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42 % от общего объема розничных продаж. Крупные франчайзеры имеют более 1000 предприятий - франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг. На российском рынке уже действуют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний: Pizza Hat, McDonalds, Baskin-Robbins, Xerox и другие. Развиваются и российские компании, работающие на основе франчайзинга - 1С, "Русское бистро", сеть супермаркетов "Перекресток", салоны обуви "ЭКОНИКА-Стиль".

Отмечая положительные стороны сотрудничества на условиях "франшизы", эксперты считают, что оно:

- способствует ускоренному росту производства, товарооборота и услуг даже в случаях, когда партнеры по сотрудничеству не осуществляют значительных инвестиций;

- способствует экономии средств, затрачиваемых на развитие инфраструктуры, содержание персонала фирм, с использованием торговой марки и товарного знака которых осуществляется предпринимательская деятельность;

- облегчает проникновение на внешний рынок путем заключения договоров либо контрактов с зарубежными фирмами о сотрудничестве на указанных условиях;

- повышает репутацию фирм, сотрудничающих на условиях "франшизы", среди деловых кругов в своей стране и за рубежом;

- позволяет фирмам, предоставляющим своим партнерам право использования торговой марки и товарного знака, уделять больше внимания маркетингу, проектно-исследовательским работам, совершенствованию и модернизации производства, а также планированию;

- улучшает финансовые показатели деятельности фирм, сотрудничающих на упомянутых условиях;

- обеспечивает появление товаров и услуг, соответствующих мировому уровню качества.

Использование франшизы по импорту позволит в короткие сроки значительно повысить конкурентоспособность российских производственных, сервисных и торговых предприятий.

3. Перспективы развития и методы совершенствования торговли результатами интеллектуальной собственности в России



Сегодня в России проблема развития рынка интеллектуальной собственности стоит остро как с правовой, так и с экономической точки зрения. Увеличиваются претензии со стороны иностранных компаний, Россия числится среди первых производителей и экспортеров контрафактной продукции, в том числе 10% всемирного производства контрафактных лекарств ($3.2 млрд.) принадлежит России. Компании не используют возможности интеллектуальной собственности в полной мере, не включают ее в баланс, теряя деньги и одновременно рискуя. Заниженная значимость интеллектуальной собственности  в России стимулирует не только продажу ее за границу, но и «утечку мозгов». Следует отметить, что эффективная защита авторских и смежных прав является одним из главных условий вступления в ВТО и интеллектуальная собственность в России в настоящее время является объектом обсуждения на международном уровне (в США 3 марта 2005 г. прошел брифинг «Проблемы интеллектуальной собственности в России). Все вышеперечисленное снижает конкурентоспособность отечественных предприятий, как на внутреннем так и на внешнем рынках и ставит под угрозу экономическую безопасность страны.

Правовая сторона проблемы эффективно решается, о чем свидетельствует законопроект, изменяющий статью 151 УПК РФ и другая колоссальная работа по созданию пакета законов, учитывающих требования ТРИПС. Также, был создан экспертный совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности (ЭСИС), который начал работать 25 января 2005 года. Тем не менее, лицензирование предприятий все еще требует доработок и, по мнению международных аналитиков, для законодательства РФ присоединение к международным нормативно-правовым актам, таким как договору ВОИС об авторском праве (ДАП) и договору ВОИС об исполнениях и фонограммах (ДИФ), имеет огромную важность.

 С позиции экономического стимулирования развития рынка интеллектуальной собственности необходимы четко-сформулированная государственная и местная политика на макро и мезо уровнях, способствующая не только созданию интеллектуальной собственности, но и внедрению новых технологий в производство, так как сейчас в стране только 35% выданных россиянам патентов на изобретения востребованы. Также существует необходимость развития страхования интеллектуальной собственности, особенно риска, понесенного патентообладателями от несанкционированного использования их интеллектуальной собственности.

В отношении такого сегмента рынка, как страхование интеллектуальной собственности, надо признать, что этот вид страхования в России на сегодняшний день практически отсутствует, тогда как на Западе данный вид услуг достаточно хорошо развит. В нашей стране сегодня страхуются только некоторые виды рисков в области интеллектуальной собственности, никак не связанные с суммами ущерба, понесенного патентообладателями от несанкционированного использования их интеллектуальной собственности. По мнению ряда страховщиков, нет единых, дающих достоверный результат, методик оценки интеллектуальной собственности, а, следовательно, не может быть определена ни страховая сумма, ни страховая премия по этому объекту страхования. Это мнение представляется не совсем верным. Действительно, нет достаточно полно разработанных схем страхования интеллектуальной собственности, а что касается оценки этих объектов, то корректно определить размер ущерба, нанесенного патентообладателю в случае нарушения его прав, в состоянии компании, профессионально занимающиеся этим видом оценки. Но, надо отметить, что ряд страховых компаний уже ведет исследования в области страхования интеллектуальной собственности. Для них, при обеспечении грамотного правового сопровождения страховых случаев, этот сегмент рынка является достаточно привлекательным, так как на сегодняшний день в России он практически не занят.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.