План
Введение
1. Понятие и виды интеллектуальной собственности
1.1. Понятие интеллектуальной собственности
1.2. Изобретения, промышленные образцы и полезные модели
1.3. Инжиниринг как вид интеллектуальной деятельности
1.4. Товарный знак и знак обслуживания
2. Рынок интеллектуальной собственности
2.1. Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции
2.2. Торговля лицензиями и услугами "know-how"
2.3. Франчайзинг – новая форма торговли результатами интеллектуальной деятельности.
3. Перспективы развития и методы совершенствования торговли результатами интеллектуальной собственности в России
Заключение
Список использованных источников
Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем.
Результаты интеллектуальной деятельности составляют важнейшие интеллектуальные ресурсы как отдельного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом, основу его благосостояния и развития. Именно в этом контексте актуальны современные дискуссии о механизмах и инструментах стимулирования экономического роста и о тех ресурсах, на которых могло бы базироваться устойчивое развитие экономики.
Таким образом, крайне важным является вопрос о том, что представляют собой результаты интеллектуальной деятельности и как они соотносятся с объектами интеллектуальной собственности, используемыми в промышленном производстве. Однозначное определение данных объектов позволило бы заложить методологическую основу для совершенствования механизма использования результатов интеллектуальной деятельности в промышленности.
В условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.
Целью данной работы является анализ рынка интеллектуальной собственности и возможные перспективы его развития.
Для полного раскрытия темы были рассмотрены следующие вопросы: понятие изобретения, товарного знака, инжиниринговых услуг, лицензирование и франчайзинг.
Для выполнения курсовой работы были использованы материалы ресурса Интернет.
1. Понятие и виды интеллектуальной деятельности
Интеллектуальная собственность – это широкий спектр результатов творческой деятельности человека в области производства, науки, техники, культуре, искусстве и аудиовизуальной технике.
Объекты интеллектуальной собственности – творения человеческого разума.
Интеллектуальная собственность – некая информация на материальном носителе, которую можно распространить по всему миру с неограниченным числом копий.
Ограничение вводится на:
ü срок действия (патент не более 20 лет);
ü охранные документы;
ü объемы производства;
ü вопросы тиражирования.
Интеллектуальная собственность охватывает, как понятие, две сферы прав:
1. права на промышленную собственность - объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности и используемые в любых отраслях промышленности. Вопросами регулирования занимается парижская конвенция 1883 г. и последующие акты. К объектам промышленной собственности относятся:
ü изобретения;
ü полезные модели;
ü промышленные образцы;
ü товарные знаки;
ü знаки обслуживания;
ü наименования мест происхождения товара.
2. авторское право - объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности, используемые для интеллектуальных потребностей человека в науке, искусстве, литературе и архитектуре. Вопросами регулирования занимается Бернская конвенция. К объектам авторского права можно отнести:
ü литературные и художественные произведения;
ü научные работы и научные труды;
ü музыкальные произведения;
ü исполнительная деятельность.
Как показывает мировой опыт, интеллектуальная собственность весьма сложный и дорогостоящий товар, она начинает выделяться и на российском рынке.
Россия располагает огромным, в значительной мере невостребованным научно-техническим потенциалом. Так, на территории бывшего Союза ежегодно регистрировалось 80-85 тыс. изобретений, а в народном хозяйстве использовалось менее 1/3 этого количества. Только в 1995 году учёными России было создано 1130 образцов новой техники. Зарубежные специалисты не скрывают своей заинтересованности в использовании российских научно-технических достижений, а зарубежные фирмы заинтересованы в коммерческой реализации интеллектуального продукта наших специалистов.
1.2 Изобретения, полезные модели и промышленные образцы
Изобретение.
Изобретение — это результат интеллектуальной деятельности человека, представляющий собой техническое решение определенной задачи. Это решение может относиться к продукту или способу.
Таким образом, изобретение — нематериальный объект. В дальнейшем, при реализации этот нематериальный объект (решение задачи) может быть воплощен в конкретном продукте, который будет являться материальным носителем изобретения, или в фактически осуществляемых человеком или автоматом действиях. Но само изобретение считается созданным не когда изготовлено само устройство, вещество и т.д., а когда автор придумал решение.
Правосознание людей, развитие производительных сил давно привели к необходимости предоставлять на определенный срок монопольное право на использование изобретений.
В настоящее время в России изобретениям предоставляется правовая охрана в соответствии со ст. 44 Конституции РФ, международными соглашениями, Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ.
Патентный закон РФ является основным источником правовых норм, которыми регулируются отношения, связанные с правовой охраной и использованием изобретений.
Для возникновения права на изобретение недостаточно его создать. Необходимо в установленном порядке обратиться за выдачей патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Этот орган проведет экспертизу заявленного технического решения и при соответствии его всем предъявляемым Законом требованиям, выдаст патент.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6