Рефераты. Рынок и закон спроса

 

 Рынок и закон спроса

Рис.5

 

6. Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары  и  поэтому уменьшает  совокупный   спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И  наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы и кривая  совокупного спроса смещается вправо.

7. Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют. (3, стр.37)

Существует еще большое количество и других неценовых факторов, как например, задолженность потребителей, эффект новых технологий и т.д.

Изменение спроса не всегда можно описать только с помощью изменения цены, дохода или неценовых факторов. Следует также учитывать категорию, к какой относится данный конкретный товар, что мы и рассмотрим ниже.

Нормальные товары и товары низшей категории

Начнем с рассмотрения того, как меняется спрос потребителя на товар по мере изменения его дохода. Мы будем сравнивать оптимальный выбор при одном уровне дохода с оптимальным выбором при другом уровне дохода. При этом будем считать цены постоянными, изучая лишь те изменения в спросе, которые вызываются изменением дохода.

Нам известно, каким образом воздействует рост денежного дохода на бюджетную линию при постоянных ценах — он вызывает ее параллельный сдвиг наружу. Как же этот сдвиг отразится на спросе?

Нормально было бы полагать, что, как показано на рис. 5, спрос на то­вар с ростом дохода должен увеличиваться. Если товар 1 — нормальный товар, то спрос на него увеличивается с ростом дохода и умень­шается с сокращением дохода. Для нормального товара величина спроса всегда изменяется в том же направлении, что и доход:

 Рынок и закон спроса

Если что-либо названо нормальным, то можно быть уверенным, что воз­можно и существование ненормального. Так оно и есть. На рис. 6 показан пример с симпатичными стандартными кривыми безразличия, в котором рост дохода приводит к сокращению потребления одного из товаров. Такой товар называют товаром низшей категории. Может быть, это и "ненормально", но, если поразмыслить, товары низшей категории не так уж необычны. Сущест­вует много товаров, спрос на которые уменьшается с ростом дохода; к их числу можно отнести овсяную кашу, дешевую колбасу, фрукты-падалицу или практически любой другой низкокачественный товар.

Причисляется ли данный товар к товарам низшей категории, зависит от рассматриваемого нами уровня дохода. Вполне может оказаться, что очень бедные люди по мере роста дохода будут потреблять больше дешевой колба­сы. Но по достижении определенного уровня дохода потребление дешевой колбасы при продолжающемся росте дохода, возможно, начнет сокращаться. Поскольку в реальной жизни потребление товаров при росте дохода может и увеличиваться, и уменьшаться, утешительно знать, что экономическая теория учитывает обе эти возможности.(4, стр.116)

 Рынок и закон спроса

Рис.6

 Рынок и закон спроса

Рис.7

Кривые "доход — потребление" и кривые Энгеля

Мы видели, что рост дохода соответствует параллельному сдвигу бюджетной линии наружу. Можем соединить между собой наборы спроса, получаемые при таком сдвиге бюджетной линии, построив тем самым кривую "доход — потребление". Эта кривая, как видно на рис. 6, показывает товарные набо­ры, на которые предъявляется спрос при различных уровнях дохода. Кривую "доход — потребление" называют также "путем расширения дохода". Если оба товара — нормальные, кривая "доход — потребление" будет иметь положи­тельный наклон, как показано на рис. 7А.

Для каждого уровня дохода т существует некий оптимальный выбор по ка­ждому из товаров. Сосредоточим внимание на товаре 1, рассматривая опти­мальный выбор при каждой комбинации цен и дохода x1=x1(p1,p2,m). Это не что иное, как функция спроса на товар 1. Если, считая цены на товары 1 и 2 по­стоянными, проследить изменения в спросе по мере изменения дохода, то мы построим кривую, известную как кривая Энгеля. Кривая Энгеля — это график спроса на один из товаров, представленного как функция дохода, при предпо­сылке о неизменности всех цен. Пример кривой Энгеля показан на рис. 7В (4, стр.117)

 Рынок и закон спроса

Рис.8.

Посмотрим, как выглядят кривые "доход — потребление" и кривые Энгеля в случае некоторых предпочтений, описанных ниже.

Предпочтения Кобба — Дугласа

В случае предпочтений Кобба — Дугласа вид интересующих нас графиков проще представить исходя из алгебраического вида функций спроса. Если  Рынок и закон спроса  функция спроса Кобба — Дугласа на товар 1 имеет вид  Рынок и закон спроса . Для постоянного значения р1 это будет линейная функция дохода т. Таким об­разом, удвоение т повлечет за собой удвоение спроса, утроение т утроит спрос и т.д. Фактически умножение т на любое положительное число / будет иметь результатом просто умножение спроса на ту же самую величину.

Функция спроса на товар 2 есть x2 = (1 — a)m/p2, и она также явно линей­на. Тот факт, что функции спроса на оба товара — линейные функции дохода, означает, что кривые "доход — потребление" в данном случае, как показано на рис.6,6А, являются лучами из начала координат. Кривая Энгеля для товара 1 будет представлять собой, как показано на рис.6,6В, прямую с наклоном р1/а.

Гомотетичные предпочтения.

Все рассмотренные нами до сих пор кривые "доход — потребление" и кривые Энгеля имели достаточно простой вид — фактически они являлись прямыми линиями! Это объяснялось чрезвычайной простотой взятых примеров. Реаль­ные кривые Энгеля вовсе не обязательно должны быть прямыми линиями. Во­обще при росте дохода спрос на товар может увеличиваться и быстрее, и мед­леннее, чем растет доход. Если спрос на товар растет в большей степени, чем доход, мы говорим, что этот товар — предмет роскоши, а если в меньшей — что этот товар — необходимое благо.

Пограничным является случай, когда спрос на товар растет в той же про­порции, что и доход. Именно это имело место в трех рассмотренных выше случаях. Какая же характеристика предпочтений потребителя обусловливает подобное поведение?

 Рынок и закон спроса

Рис.9.

 

Предположим, что предпочтения потребителя зависят только от отношения количества товара 1 к количеству товара 2. Это значит, что если потребитель предпочитает набор (х1, х2) набору (у1, у2), он автоматически предпочитает набор (2x1, 2x2) набору (2y1, 2y2), набор (Зх1, Зх2;) набору (3y1, 3 y2) и т.д., поскольку во всех этих наборах отношение товара 1 к товару 2 одинаково. Фактически при любом положительном значении t потребитель предпочитает набор (tх1, tх2) набору (tу1, tу2). Предпочтения, обладающие этим свойством, именуются гомотетичными предпочтениями. Нетрудно показать, что все предпочтения, рассмотренные в трех приведенных выше примерах, — совершенные субституты, совершенные комплементы и предпочтения Кобба Дугласа — являются гомотетичными.

Если предпочтения потребителя гомотетичны, то кривые "доход — потребление", всегда представляют собой лучи из на чала координат. Выражаясь более точно, если предпочтения гомотетичны, то это означает, что при увеличении или уменьшении дохода в t раз, где t — любая t > 0, ве­личина спроса на товары, входящие в набор спроса, изменяется во столько же раз. Можно это доказать строго, но это достаточно ясно и при взгляде на рисунок. Если кривая безразличия касается бюджетной линии в точке , то кривая безразличия, проходящая через точку  Рынок и закон спроса , касается бюджет­ной линии с теми же ценами 0 раз большим доходом. Это означает вдоба­вок, что кривые Энгеля — прямые линии. Удваивая доход, мы просто удваи­ваем спрос на каждый товар.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.