Рефераты. Рынок государственных ценных бумаг

Оплата за поставку государственных ценных бумаг производится в федеральные фонды, т. е. фонды в федеральном резервном банке. Казначейство США разработало систему бух. записей для осуществления поставок государственных ценных бумаг, что позволило банкам хранить государственных ценных бумаг в федеральном резервном банке на счетах с компьютеризованным хранением записей. Т. о., дилеры государственных ценных бумаг должны производить оплату через банки-члены, которые, связавшись по линии связи с ФРС, в ответ на перевод средств производят необходимые передачи ценных бумаг, хранящихся там в системе бух. записей, к др. банкам-членам, действующим от лица их дилеров, работающих с государственными ценными бумагами. Банки дилеров участвуют в таких операциях за собственный счет.

Электронная котировка. В последние годы все большее распространение получило использование электронных систем котировки, которые фактически привели к радикальным переменам в процедурах котировки и торговли на рынке государственных ценных бумаг. В электронные системы котировки входят исполнительные системы и доска объявлений. Используя систему доски объявлений, идентифицированные дилеры-участники вносят в список свои расценки на ценные бумаги, которые выводятся на видео экраны для информирования подписчиков или получателей, которые, в свою очередь, для совершения сделок должны непосредственно связаться с соответствующим дилером, обычно по телефону. Исполнительная система также показывает на видео экране котировки фирм-продавцов и фирм-покупателей, но участники, выдвигающие предложения, не указываются. Т. о., чтобы произвести сделки, заинтересованный участник, желающий совершить фактические сделки покупки или продажи, должен войти в контакт с менеджером видео экрана, которые будет покупать или продавать от лица заинтересованного участника и одновременно продавать или покупать у не раскрываемого участвующего дилера, предложившего свои котировки.

Электронные системы котировки зарекомендовали себя как быстродействующее, дешевое и широко используемое средство распространения данных по котировкам предложения и спроса на государственные ценные бумаги (такие системы уже используются и для распространения данных по др. котировкам денежного рынка и валютным курсам). Они одновременно предоставляют данные по спросу и предложению всем участникам и т. о. дают возможности для непрерывной фактической торговли. Поэтому считается, что электронные исполнительные системы преобразуют дилерскую торговлю в реальный аукционный процесс. [13]

Государственные ценные бумаги в Америке выполняют жизненно важную роль в инвестиционных и кредитных структурах, являясь ликвидными текущими активами для учреждений и отдельных лиц, и служат доходными активами и средством обеспеченного покрытия казначейских билетов ФРС. Хотя, с консервативной точки зрения, чрезмерное увеличение правительственного долга нежелательно, финансовая системе будет весьма трудно приспособиться к серьезному изъятию, в результате которого существенно сократились бы выпуск и разнообразие государственных ценных бумаг.

3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Соответственно пункту 3.5 “Повышения эффективности государственных финансов” Программы деятельности Кабинета Министров Украины “Открытость, действенность, результативность” в сфере долговой политики Правительством будут приняты, в частности, такие меры:

• минимизация расходов на обслуживание государственного долга;

• осуществление постепенного перехода от внешних заимствований к внутренним;

• развитие внутреннего рынка государственных средне- и долгосрочных долговых обязательств.

Бесспорно, такие намерения Правительства являются обнадеживающими. Если они будут реализованы, то рынок внутренних государственных облигаций в Украине может снова стать эффективным, привлекательным рынком. Правда, в этот раз не за счет слишком высоких доходностей, а за счет таких признаков как эффективность, ликвидность, прозрачность, удобство инфраструктуры.

Принципиально важным есть то, какие приоритеты поставило для себя Правительство в долговой политике.

Если приоритетность идет в последовательности перечня вышеупомянутых мероприятий, то ситуация с рынком государственного долга может остаться на месте. “Минимизация расходов на обслуживание” государственного внутреннего долга, вообще, не должна быть коротко или даже среднесрочным приоритетом. Если не будет развитым рынок средне- и долгосрочных внутренних государственных облигаций, то по существу то и внутреннего долга, как такого, не будет. Тогда задание из минимизации расходов по его обслуживанию просто исчезнет само собой, поскольку размеры этих выплат будут очень незначительными. Уже сейчас “рыночный внутренний долг” находится на очень низком уровне по отношению к ВВП: если не учитывать ПОВДП, то объем рыночного облигационного государственного внутреннего долга составляет лишь 1% от ВВП. [11]

Другое дело, если под минимизацией расходов понимается уменьшение расходов за счет второго пункта, то есть перехода от внешних заимствований к внутренним. Но, проанализировав фактические действия Правительства в этом году и заявления относительно планов на следующий год, вряд ли можно быть уверенным в приведенном в предыдущем предложении толковании приоритетов Правительства.

Конечно, выпуск Украинских еврооблигаций в 2004 г. достаточно успешным, но пока еще, происходит тенденция, противоположная заявленной – внутренний долг заменяется внешним. В течение современного этапа развития рынка внутренних государственных облигаций он использовался Минфином почти исключительно для покрытия кассовых разрывов и финансирования дефицита госбюджета. Однако в современной экономике роль рынка внутреннего государственного долга возводится далеко не только до средства финансирования бюджетного дефицита.

Правительство может привлекать средства под большие общественно необходимые и, в то же время, рентабельные инвестиционные проекты. Но для того, чтобы это делать необходимо, иметь эффективно функционирующую, профессиональную структуру, которая бы осуществляла оценку и отбор таких проектов.

Если смотреть на этот вопрос более широко, и учитывать международный опыт, то необходимо говорить о создании определенной структуры, ответственной за финансовый риск- менеджмент государства. Наиболее распространенным вариантом таких структур в мире являются так называемые агентства по управлению (государственным) долгом. Конечно, что кроме управления пассивами (долгами и условными обязательствами) государства такое агентство влияет и на размещение активов государства (отбор инвестиционных проектов). Это является необходимым в силу того, что от того, как будут использованы заимствуемые государством средства, непосредственно зависит возможность их возвращения.

В этом отношении в Украине произошло определенное движение. В апреле 2003 г. народные депутаты зарегистрировали Проект Закона о Государственном долге Украины, которым предусматривается создание Агентства из управления государственным долгом. Важную информацию относительно изменений на рынке ОВДП содержит проект Государственного бюджета на 2004 г.

Предусматривался выпуск 5-летних ОВДП на сумму 1.926 млрд. грн. в счет погашения задолженности госбюджета за НДС перед экспортерами. Предлагалось, чтоб облигации были амортизационными – с ежегодным погашением 20% нарицательной стоимости. Следует отметить, что Верховная Рада уже отказывалась предоставить право Кабмину выпустить подобные облигации для погашения задолженности перед экспортерами. [11]

Таким образом, есть достаточно существенная вероятность того, что в будущем году на рынке ОВДП снова будут доминировать нерыночные, нестандартные инструменты, что являются порождением реструктуризации тех или других долгов. Одной интересной характеристикой развития рынка корпоративных облигаций стало появление крупных выпусков ведущих государственных предприятий, или предприятий, большинство акций которых находится в собственности государства. Наиболее ярким примером является выпуск облигаций на сумму в 500 млн. грн. государственным территориально-отраслевым объединением “Юго-западная железная дорога”  (срок к погашению этих облигаций – 3 года, ставка проценту 12%, ежемесячный купон). По своей сути, это есть квази - государственные облигации. [12]

Безусловно, такие большие выпуски могут стать ориентиром на рынке корпоративных облигаций, но было лучше бы, если бы этим ориентиром выступал развитой, ликвидный рынок ОВДП. Рынок квази - государственных облигаций, который начал формироваться, не может быть полноценным заменителем рынка внутренних государственных облигаций для финансовой системы страны.

Может подумать, что рынок ОВДП только вычитает потенциальные ресурсы, которые бы могли быть направлены на кредитование реальной экономики (в отличие от рынка корпоративных облигаций). Но это есть так, лишь когда привлеченные средства направляются исключительно на потребление. В странах с сильным государственным финансовым менеджментом большая часть привлеченных за счет рыночных государственных заимствований средств идет на конкретные инвестиционные проекты.

Следовательно, ликвидный и эффективный рынок государственных облигаций – это большое общественное благо.

Простая статистика свидетельствует о том, что рынки корпоративных облигаций, и других инструментов с фиксированным доходом, в большей мере развитые в тех странах, где более развитыми являются рынки государственных облигаций и связанных с ними инструментов.

Не нужно переоценивать эффект вытеснения, когда государственные заимствования вытесняют частные. Действительно, так было в 1996 -1998 гг., но в нормальной экономике государственные и корпоративные заимствования скорее дополняют друг друга, чем конкурируют. Позитивное влияние развитого рынка внутренних государственных ценных бумаг значительно превышает эффект вытеснения.

Развитие рынка внутренних государственных облигаций является достаточно сложной и долгосрочной задачей. Некоторые из важных предпосылок его эффективного развития невозможно достичь в короткие сроки. Это есть, например, создание мощных национальных долгосрочных инвесторов, таких как пенсионные фонды и компании по страхованию жизни.

Но есть и такие вещи, которые можно осуществлять уже прямо сейчас. Среди таких мероприятий необходимо выделить следующие:

• определенное повышение доходности размещения облигаций;

• последующая стандартизация сроков инструментов;

• концентрация на выпуске простых стандартных инструментов;

• повышение прозрачности рынка;

• совершенствование микроструктуры рынка.

В сфере совершенствования микроструктуры главными направлениями является: ввод системы первичных дилеров, упрощение процедуры проведения первичных размещений внутренних государственных облигаций та замена много ценовых аукционов на моноценовые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.