Рефераты. Рынок государственных ценных бумаг

За последние 10 лет выпуск глобальных облигаций приобрел достаточно большую популярность, ведь возможность торговать облигациями и на Европейском международном рынке, и на внутреннем рынке США значительно улучшает потенциальную ликвидность выпуска и, соответственно, может существенно снизить стоимость заимствования для эмитента, а также расширить его базу инвесторов.

Облигации внешнего государственного долга 1995 года, в долларах США, выпущены Министерством финансов Украины от имени правительства Украины с целью реструктуризации его долга русской газодобывающей компании «Газпром» в 1995 г. Номинальная стоимость облигаций 5000 дол. США каждая и годовой ставкой купонного дохода 8,5%. В то время Украина рассматривалась на международных рынках как очень рискованный заемщик и цены Украинских облигаций были очень низкими.

4 февраля 2000 года Министерство финансов Украины представило предложение об обмене облигаций внешнего государственного займа 1995 года. В результате этой замены на протяжении 2000 –2002 г. Украина осуществила эмиссию еврооблигаций на общую сумму 1 млрд. 167,67 млн. евро и 1 млрд. 587,55 млн. дол. Эти облигации с купонным доходам 10% и 11%в евро и долларах США, соответственно. Купоны по ним уплачиваются ежеквартально. Подлежат погашению частичными платежами два раза в год до 2007 года. 15.09.2004 года Министерство финансов осуществило очередную выплату по купонам, основной суммы долга по этим облигациям Общая сумма платежа составила 125,5 млн. евро и 133,4 млн. дол. При этом выплата процентов по еврооблигациям равняется 16,4 млн. евро и 24,4 млн. дол., погашение основной суммы долга – соответственно 109,1 млн. евро и 109, млн. дол. [11]

Важной предпосылкой обмена было отсутствие прямого списания какой-то части долга. Кроме того, предложение об обмене предусматривало также достаточно большую выплату накопленных процентов тем, кто согласился на обмен.

После реструктуризации 2000 года начался новый этап развития рынка Украинских суверенных еврооблигаций. На этом этапе Украина ни разу не нарушала своих обязательств по обслуживанию долга, осуществляя платежи своевременно и в полном объеме. За счет этого, экономического роста в последние годы и определенного продвижения в сфере рыночных реформ международные инвесторы значительно увеличили свое доверие к Украине.

Постепенно отношение международных инвесторов к Украине улучшалось. А после того, как по итогам 2001 года Украинские еврооблигации оказались наиболее доходным долговым инструментом из развивающихся стран, на Украину обратил свое внимание значительно более широкий круг инвесторов, чем работало с Украинскими долгами в 1999-2000 годах.

Повысилось доверие инвесторов к Украинским инструментам т.к. они стали рассматривать кредитные риски Украины как намного ниже. Рыночные цены по Украинским облигациям уже значительно выросли, а доходности, соответственно, упали.

В июне 2003 г. Правительство Украины успешно разместило еврооблигации объемом 800 млн. дол. США под доходность 7.65% на срок в 10 лет. При этом совокупный спрос на Украинские облигации достигал почти 5 млрд. дол. США. В конце сентября 2003 г. было осуществлено до размещение этих облигаций на 200 млн. дол. США. [11]

Этот выпуск был представлен обычными облигациями с фиксированной ставкой процента, без возможности какого-то досрочного погашения хотя бы части номиналу.

Первая выплата процентов по Украинским суверенным еврооблигациям 2003 г. была осуществлена – 11 декабря 2003 г., на 38.25 млн. грн. [11]

По итогам заявок инвесторов после прайсена украинских еврооблигаций, что состоялся 26 февраля 2004 года, было принято решение про выпуск украинских облигаций внешнего государственного долга термином 7 лет на сумму 600 млн. долларов США со ставкой доходности 6,875%. Соответственное Постановление украинского Правительства опубликовано в газете “Урядовий кур’єр”. Последний термин погашения облигаций – 4 марта 2011 год. Доход выплачивается полугодовыми купонами.

Третьего сентября 2004 года было осуществлено первый купонный платеж в размере 20628000 дол. США по облигациям внешнего государственного долга текущего года с погашением в 2011 году, что имеют доходность 6,875% годовых. [12]

Основными инвесторами в Украинские международные облигации выступают специализированные фонды развивающихся рынков и российские банки.

Среди первой группы инвесторов можно выдел, например, группу Alliance Саріtal. Регулярно появляются сообщения, даже в национальной прессе, относительно увеличения или уменьшения ее фондами части Украинских еврооблигаций в их инвестиционных портфелях. Среди российских банков следует выделить в первую очередь Инвестиционный Банк “ТРАСТ”. Он является одним из наиболее профессиональных российских инвестиционных банков и в 2002 году активно работал в сфере торговли Украинскими еврооблигациями, а также принял участие в качестве одного из менеджеров до выпускания долларовых еврооблигаций Украины.

Облигации местного займа.

Муниципальные облигационные ссуды – один из важных инструментов финансирования критических общественных потребностей, таких, как развитие систем електро-, водоснабжения и канализации, строительство жилья, развитие транспортных сетей, строительство объектов образования, охраны здоровья и т. др. Инвестиционные проекты, которые должны реализовывать местные органы власти, как правило, нуждаются в больших инвестициях и имеют длительный срок окупаемости. Такие проекты удобнее всего финансировать путем выпуска муниципальных облигаций, ведь кредиты редко выдаются на длительные сроки. Оформление муниципального долга в ценных бумагах может делать его более ликвидным, что в результате снижает стоимость заимствования.

Следует отметить, что к муниципальному долгу относят обычно не только долг местных органов власти, но и долг субъектов федерации (в странах с федеральным укладом), а также долг автономных республик и т. др. Поэтому к муниципальным облигациям относятся не только облигации, выпущенные муниципалитетами, но и облигации субфедерального или субнационального уровня.

Основным критерием классификации этих облигаций является способ обеспечения обязательств по муниципальным ценным бумагам. Муниципальные ценные бумаги выпускаются либо как генеральные облигации, либо как доходные облигации. Первые обеспечиваются всеми доходами и другими финансовыми источниками эмитента, а также его правом на исправление налогов; вторые, обслуживаются за счет доходов от специально обусловленных проектов. Доходные облигации предусматривают, что выплаты основной суммы и процентов осуществляются лишь в том случае, когда был достигнут достаточный уровень доходности проекта.

Муниципальные облигации характеризуются большинством тех же самых черт, какие присущие другим ценным бумагам с фиксированным доходом. Однако можно выделить как минимум три черты (кроме типа эмитента) муниципальных облигаций, которые отличают их от других инструментов класса активов с фиксированным доходом. Во-первых, это безналоговый статус, который часто предоставляется доходам от муниципальных облигаций на национальном уровне.

Во-вторых, достаточно часто муниципальные облигации имеют много дат погашения, то есть выпускаются в серийной форме. Хотя они рассматриваются и регистрируются как единственный выпуск, фактически это несколько отдельных эмиссий, ценные бумаги в которых не являются взаимозаменяемыми и торгуются отдельно. Такая структуризация выпусков обусловлена постепенной отдачей инвестиционных проектов, под которые выпускаются облигации, что делает целесообразным делать выпуск таким, чтоб согласовывались сроки и объемы денежных потоков от проекта и платежей по обслуживанию облигационного выпуска.

Вместе с тем, в настоящие времена становятся все более популярными муниципальные облигации с разовым погашением – в конце срока обращения. Это объясняется их потенциально значительно высшей ликвидностью по сравнению с серийными облигациями.

Если говорить об удельном весе рынков муниципальных облигаций в совокупных объемах внутренних облигационных рынков, то следует отметить два момента: 1) этот удельный вес является небольшим (максимум 10-11% - в США) и 2) этот удельный вес в большинстве стран снижается.

Вообще, муниципальные облигации сейчас считаются такими, что наиболее активно вытесняются из национальных рынков ценных бумаг. [13]

В значительной степени они перемещаются на международные рынки. Так, на рынке еврооблигаций Канадская провинция Онтарио одалживает больше ресурсов, чем центральное правительство Канады. Также достаточно активными являются немецкие земли, итальянские области, Бразильские провинции. Можно говорить, что в конце 1990-х годов наблюдалось достаточно активное встречное движение: муниципалитеты оставляли национальные рынки ради международных; финансовые институты, напротив, существенно перераспределяли свои  эмиссии в интересах внутренних рынков.

Правовая база для заимствований и выпуска долговых обязательств региональными и местными органами власти была создана в 1991 г. с принятием Закона о бюджетной системе. В этом же году был принят и Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, в котором было определено право выпускать облигации городскими и областными органами власти. При этом последний Закон не требовал, чтоб выпуск муниципальных облигаций проходил регистрацию в каких-то центральных органах власти.

Однако первые муниципальные облигации были выпущены лишь весной 1995 г., впоследствии после начала работы рынка государственных облигации. Почти все выпуски муниципальных облигаций в Украине были осуществлены до 1998 г.

До вступления в силу положения Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка (ДКЦПФР) “О порядке выпуска и обращения облигаций местного займа” вопросы выпуска и размещения муниципальных облигаций не были практически урегулированы законодательно. Для выхода на рынок местный совет должен был лишь принять решение о выпуске облигаций. Никаких ограничений в объемах, анализа окупаемости проектов, механизмов организации рынка в законодательном поле не было.

При таких условиях муниципальные облигации охотно использовались для создания разного рода безналоговых финансовых схем (Днепропетровск, Херсон), для жилищных проектов (Львов), и даже для финансовых афер с грубым нарушением законодательства.

Наибольшей активности рынок достиг летом в 1997 г., когда доходность по государственным облигациям снизилась, и местные органы смогли конкурировать за финансовые ресурсы с государством. В период лета-осени 1997 г. десять советов объявили о своих планах выйти на рынок. Но затем наступил финансовый кризис, ставки на рынке ОВДП повысились, и рынок муниципальных облигационных ссуд опять утих.

Вообще, первые реальные попытки привлечения финансовых ресурсов посредством муниципальных облигационных ссуд в отдельных регионах Украины начали осуществляться в 1995 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.