Рефераты. Россия в мировом производстве и торговле продовольствием

Опыт работы по подготовке вступления России в ВТО показал, что речь должна идти о стремлении к большему взаимопониманию во всех областях, связанных с обеспечением качества продовольствия при международном товарообмене, сближения концепций и подходов к разработке стандартов. Первоочередная задача при этом – гармонизация стандартов на методы идентификации и испытаний продукции.

Важным аспектом развития международного товарообмена является выработка общих с зарубежными партнерами подходов к защите наименований мест происхождения продукции. Здесь прежде всего необходима взаимная готовность к решению спорных проблем. Пример конструктивного сотрудничества применительно к таким наименованиям как «коньяк» и «шампанское» дает Российско-Французский агропромышленный комитет.

Требования к информации о продовольственных товарах, содержащихся в ГОСТе 51074-97, по объему не уступает аналогичным требованиям, содержащимся в директивах ЕС и законах ряда стран (Бельгия и Швейцария). Вместе с тем в зарубежном законодательстве особое внимание обращается на необходимость информации о подлинном происхождении пищевого продукта, регионе его производства, его «натуральности» и на связанные с этим специфические требования к условиям производства и контроля. Введение таких же норм в ГОСТ способствовало бы усилению защиты марки товаров, качество которых определяется местом и условиями их производства ((угличский сыр, кубанские или цимлянские вина).

Актуальность проблемы создания системы государственного контроля, адекватной рыночным условиям хозяйствования, предполагает необходимость рассматривать ее в качестве важнейшей составной части административной реформы.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в ЕС, США, Японии и других развитых странах государственный контроль за качеством и безопасностью продовольствия сосредоточен, как правило, в руках одной – двух служб Департамента (Министерства) сельского хозяйства и Департамента (Министерства) здравоохранения. Дублирование функций при этом не происходит (3).


3.4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ


Для каждой страны характерна как уникальная совокупность проблем, так и собственные возможности и преграды на пути их решения. Однако поочередное рассмотрение экономической ситуации в каждой из стран выявляет общие характерные черты (8). Согласно оценке экспертов ряда авторитетных международных организаций, ныне Россия по-прежнему имеет недостаточно продвинутый сектор, несбалансированный вторичный и неразвитый третичный сектор. Тем не менее, определенные перспективы развития экономики страны связаны с тем, что на российской территории находятся значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды различных металлов). В стране удалось сохранить  мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень большой части населения (9).

Темпами создания и развития предприятий и отраслей определяются потенциальные темпы возможного поступательного движения национальной экономики в целом. Будет ли этот потенциал реализован, в значительной степени определяется интенсивностью внутренней конкуренции. Необходимость поддержания конкуренции существует всегда, и она тем больше, чем устойчивее экономическое благосостояние страны. Тем самым совершаются и поддерживаются соответствующие стимулы для фирм и служащих. Необходимо также совершенствование спроса, чтобы фирмы ощущали возникновение новых покупательских потребностей и были озабочены их удовлетворением.

Стратегия компаний должна постоянно развиваться. Соблазн разнопрофильной диверсификации трудно преодолим. В целях процветания фирм и национальной экономики в целом необходимо создание и развитие эффективного финансового рынка в сочетании с инвесторами, способными взять на себя долговременные обязательства по отношению к фирмам и активно участвовать в управлении ими. Однако возрастающая «эффективность» финансового рынка во многих странах влечет за собой риск сокращения масштабов инвестиций в развитие компаний. Наконец, чтобы создать основы более развитой экономики, правительственная политика должна быть гибкой. Тем не менее эволюция в области политики неизбежно тормозится из-за политического давления и наличия сфер, узким интересам которых отвечали прежние установки. Сдерживается она также предположением, что прежние установки будут действенны даже в условиях изменения природы международной конкуренции и позиций в ней национальной экономики (8).

Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тем быстрее она сможет конкурировать на мировом рынке, тем устойчивее она будет себя ощущать по всем экономическим параметрам (6).


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пути решения внешнеторговых проблем в России)


Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на рейтинг страны в различных сферах мирового хозяйства.

Прежде всего наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой (1).

Даже укрепленные статьи экспорта и импорта показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию.  Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны и ее внешнеэкономические позиции от конъюктурных колебаний цен на сырье и топливо на мировых рынках (6).

 С другой стороны, Россия занимает непрестижно высокие места в рейтинге стран по таким показателям, как уровень внешней задолженности, степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений, степень бюрократизации общества и коррумпированности государственного аппарата, уровень преступности и др. (1).

С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним из факторов как национальной конкурентоспособности, так и национальной экономической безопасности (6).

Однако система государственного регулирования внешней торговли в России охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации. Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.

Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, интеллектуальному и духовному потенциалу.

По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числе США в 2-3 раза, Германию в 5-6 раз, Японию в 18-20 раз. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.

Россия является абсолютным лидером по площади территории, приходящейся на душу населения, при этом значительная часть общей российской территории не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой.

Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя самыми динамичными регионами мирового хозяйства – Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Однако регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса (2). Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий общеобразовательный потенциал российской нации.

Необходимо стимулировать развитие высокотехничных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых изделий и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, при этом повысив производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства (1).

Таможенная политика в отношении импорта сельскохозяйственной продукции должна соответствовать складывающейся ситуации на мировом и российском рынках, а также учитывать сезонность аграрного производства (11).

Для усиления государственного контроля за качеством сельскохозяйственной продукции, обеспечения полноценным сырьем предприятий перерабатывающей промышленности необходимо укрепление вертикали государственного управления службами по качеству, придание Минсельхозпроду больших прав в осуществлении контрольно-инспекционных функций (3).

Несмотря на вышеизложенное, рыночные принципы все активнее  внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи. Роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, хотя доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1,5 – 1,2%. Доля внешней торговли  в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25%, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах.

Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация – на стороне стран ЕС (Европейский союз), Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой.

Преимущественными партнерами по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота (6).

В настоящее время Россия имеет реальный шанс, используя положительный мировой опыт, избежать ошибок и негативных последствий развития цивилизации, с которыми столкнулись промышленно развитые страны, и пойти другим путем развития экономики и создания современного общества.

Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.

Таким образом, гипотетически Россия имеет все условия и ресурсы для создания прототипа модели будущей цивилизации, базирующейся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде (1).


5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 296 с.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/ Под ред. Н.Н.Ливенцева.-М.: Финансы и статистика, 1998.- 160 с. 3.    Королев А., Юдин В. Контроль за качеством продовольствия// Экономист.-М., 2000 -N 2.- С. 81-84.

4. Добросоцкий В. Основные направления регулирования продовольственного рынка//Экономист, 2000.-№ 3.- С.78-81.

5. Захряпин А. Современное состояние агропромышленного комплекса// Экономист,-№1.- С.84-86.

6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/ Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. Наук, проф. М.Н.Осьмовой.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.- 480 с.

7. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник.- М.: Юристь, 2000.- 456 с.

8. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина.- М.: Междунар. Отношения, 1993.- 896 с.

9. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу «Мировая экономика».- М.: Новый Юрист, 1998.- 176 с.

10. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе».- М.: Юриспруденция, 1999.- 160 с.

11. Терентьев И. Состояние и перспективы АПК//Экономист, 2000-№4.- С.83-91.

12. Эдвин Дж. Долан, Колин д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл Деньги, банковкое дело и денежно-кредитная политика.- Москва – Ленинград: Драйден Пресс, 1991.- 446 с.








Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.