Рефераты. Россия в мировом производстве и торговле продовольствием

3694

58,7

10,1

2500

67,7

7,3

Масло животное

97,2

51,6

25,9

60,0

61,7

19,5

Сахар

4040

119,9

84,0

5150

127,5

85,0

В области внешнеэкономических отношений целесообразно осуществлять разумную и гибкую протекционистскую политику, поскольку удельный вес импортного продовольствия все еще значителен (табл. 6).

Таблица 6

Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов (в % ко всем ресурсам)

Продовольственные ресурсы


1994 г.


1995 г.


1996 г.


1997 г.


1998 г.


1999 г.

Мясо и мясопродукты


16,9


24,8


25,6


35,5


29,3


24,4

Молоко и молокопродукты


10,5


13,3


10,6


15,1


12,5


8,0

Зерно

2,2

3,0

2,9

2,5

1,5

7,0


Импорт сельскохозяйственного сырья, табачных изделий, алкогольных напитков, продовольственных и других товаров с 1992 г. по 1997 г. увеличился с 9,3 млрд. до 13,4 млрд. долл., а затем стал резко снижаться и составил в 1997 г. 10,8 млрд., в 1999 г. – 7,7 млрд. долл. Однако в общем объеме импортной продукции доля товаров сельскохозяйственной группы в последние годы оставалась практически на одном уровне – 26-28%, но резко сократились поставки мяса птицы, сливочного масла, мясных консервов, сахара, шоколадных изделий и вырос ввоз сухого молока, подсолнечного масла, сахара-сырца.

Эти структурные изменения импорта в первую очередь обусловлены принимаемыми правительством мерами таможенного регулирования, а также последствиями августовского кризиса 1998 г (11).


3.3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ


Основа проводимой экономической и социальной политики страны – стабилизация продовольственного рынка. Однако эта задача не может быть решена без реализации системы мер по улучшению качества и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных товаров. Это требует немалых средств. Как показывает зарубежный опыт, для конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных затрат. На решение проблемы качества влияют ученые, инженеры, менеджеры.

В соответствии с законодательством РФ не допускается производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению продукции, не соответствующей санитарным правилам и нормам, государственным стандартам и технической документации. Повышение качества товара, пользующегося спросом, приведет к росту покупателей, улучшению экономических показателей предприятия и при этом можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества, например при производстве новых видов продукции. Предприятие может приступать  к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.

Большую роль при этом играют специальные конкурсы среди производителей, которые широко используются в мировой практике. В нашей стране функционирует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции.

Повышение качества сопряжено с увеличением затрат, которые окупятся благодаря получению прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых видов продукции (модифицированных, улучшенных).

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества продукции. Так, в поисках путей повышения эффективности производства и качества продукции группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих фирм США и Европы. Их внимание привлекли такие понятия, как стратегический контроль  и комплексное управление качеством. В результате проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. Возникло новое понятие – культура качества, включающее качество сервисного обслуживания, отчетной документации, выполнения производственных операций и др.

Современное управление качеством исходит из положения, что эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формируют политику относительно качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника. Четко определяются уровни стандартов качества должна быть поставлена потребителю в согласованный срок, в определенных объемах и за приемлемую цену.

Основой нормирования качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является стандартизация. Главные ее задачи – установление требований к качеству продукции, определение показателей качества, методов и средств контроля и испытаний, обеспечение достоверности измерений, установление единых терминов и обозначений. В Минсельхозпроде РФ разработана и осуществляется программа работ по отраслевой стандартизации агропромышленного комплекса, однако из-за недостаточного финансирования она может оказаться невыполненной. Неконкурентоспособность многих продовольственных товаров обусловлена отсутствием должного контроля за качеством сельскохозяйственного сырья, несоответствием его требованиям стандартов, технических условий, нарушением технологии производства продукции. В результате многие виды продовольствия вытеснены с внутреннего ранка импортными товарами. Соответственно и приток средств на предприятия существенно снизился или прекратился вообще, ухудшилось качество продукции. Так за первый квартал 1999 г. в стране было забраковано 13% хлеба и хлебобулочных изделий, 25 – муки, 28 – сливочного и 43 – растительного масла, 24 – сыров всех видов, 53 – яиц, 25 – мяса, 26 – колбас, 32% - рыбы и рыбопродуктов от проинспектированного объема.

С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий и цехов по переработке продукции, коммерческих торговых фирм и организаций, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных рынков. При этом показатели качества продовольствия практически не улучшаются. Снизилась ответственность товаропроизводителей за соблюдение технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Низкокачественное продовольствие продолжает завозиться по импорту.

Сложное экономическое положение используется и недоброкачественными отечественными предпринимателями, фирмами-импортерами, предлагающими к продаже большое количество фальсифицированной, нередко недоброкачественной продукции по относительно низким ценам. Действуют «подпольные» производства продовольственных товаров, не единичны случаи контробандного ввоза продукции на территорию страны.

Минздравом России издан приказ № 217 от 20.05.1998 г. «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в соответствии с которым такой оценке подлежат товары, входящие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

При проверках контролирующими органами внимание обращается на одни и те же вопросы: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т.п. Эффективность таких проверок низка.

В нашей стране в связи с изменением характера отечественного рынка за последние годы, принимаемыми мерами по интеграции экономики в мировую и необходимость максимального учета требований, предъявляемых к России при ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), ощущается потребность совершенствования методики сертификации, обоснования ее законодательной и нормативной баз и перехода к более гибким формам подтверждения соответствия, принятым в мировой практике. Для этого необходимо не только упорядочение действующих законодательных актов, но и разработка новых законов. Принятым Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» установлено, что подтверждение соответствия может проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации, которая подлежит регистрации в органе по сертификации и имеет юридическую силу после регистрации наравне с сертификатом.

Постановлением правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 утверждены «Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» и «Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации». В этот перечень включены зерно, масличные культуры, продукты переработки зерна, хлеб, сахар, сухой крахмал, живая рыба, сырое коровье молоко и другие виды продовольствия.

Второй этап создания современной законодательной базы – разработка Федерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Принятие и введение в действие этого закона позволит обеспечить баланс между риском общества и издержками на проведение работ по поддержанию соответствия продукции и услуг, ускорит товарооборот на российском рынке, создаст благоприятные условия для развития международной торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.