Источник:
Международная экономика. Киреев А. Москва1999
1.6. Международные корпорации.
В 70-е годы 20 века возник и с тех пор активно
обсуждается феномен корпораций, международных по характеру своей деятельности,
который непосредственно связан с широким развитием прямого зарубежного
инвестирования. На международные корпорации, которые являются, как правило,
крупнейшими фирмами развитых стран, приходится основная часть международных
прямых инвестиций и международной торговли.
Главным признаком международной корпорации является
осуществление ею прямых инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны.
Страна базирования – страна, в которой располагается
головное подразделение международной корпорации.
Принимающая страна – страна, в которой международная
корпорация имеет дочерние, ассоциированные компании или филиалы, созданные на
основ прямых инвестиций.
Целенаправленные исследования международных
корпораций начались с конца 50-х годов. Большинство из них отталкивались от
теории “экономики масштаба”, позволяющей международной корпорации экономить на
издержках производства при увеличении выпуска продукции и переносе его в другие
страны. Позднее возникло и оформилось технологическое направление теории
международных корпораций, полагающее, что их создание объясняется
технологическим превосходством компаний развитых стран, которые создают предприятия
за рубежом для выполнения вспомогательных операций, оставляя контроль за
передовой технологией в головной компании. Несколько позже возникли теории
международной организации, к которой тяготеют корпорации по достижению
определенного размера. В России исследования международных корпораций носили
преимущественно описательный характер. При поиске ответа на вопрос – почему
американские корпорации производят автомобили на своих филиалах в Мексике? –
можно выделить как минимум 2 аспекта – территориальный и интернациональный.
Территориальный аспект предполагает поиск ответа на вопросы – почему один и то
же товар производится в нескольких странах, а не в одной. Ответ заключается в
том, что каждая корпорация стремиться получить доступ к наиболее дешевым природным
и трудовым ресурсам, сократить издержки на транспортировку товаров и обойти
таможенные и иные барьеры. Интернациональный аспект предполагает поиск ответа
на вопрос – почему товар в разных странах производится одной и той же, а не
различными корпорациями? Ответ заключается в том, что корпорации, имеющие
филиалы в нескольких странах, может используя преимущества масштаба,
экономически более эффективно производить товар, чем несколько независимых
корпораций. Кроме того она может манипулировать отчетностью с целью сокращения
налогов, обеспечивать контроль за принадлежащей ей технологией, которая
предоставляется полностью только контролируемым филиалам.