Рефераты. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР

21265


7,96


Сингапур


7997


2,46


12177


4,56


Ю.Корея


11179


3,44


7562


2,83


Вергинские острова


1536


0,47


6736


2,52


Великобритания


2324


0,72


6540


2,45


ФРГ


1932


0,60


3438


1,29


Аомынь


6164


1,90


3328


1,24


Франция


1473


0,45


2698


1,01


Малайзия


1780


0,55


1746


0,66


Канада


3984


1,23


1734


0,65


Голландия


646


0,20


1659


0,62


Таиланд


2631


0,81


1641


0,61


Другие страны и районы мира


18759


5,78


14991


5,61


Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь (Статистический ежегодник КНР).  Пекин.1998.

В предшествовавшие 20 лет (1979-1998гг..) в Китай в форме кредитов, ссуд и прямых вложений было принято более 407 млрд. долл., в том числе 138 млрд. в форме кредитов, ссуд и 267,3 млрд. в виде прямых инвестиций. Особенно бы­стро нарастал поток иностранного капитала в 90-е годы. За шесть лет (1993-1998) в КНР было реализовано 308,4 млрд. долл. На эти средства возводились в Китай целые отрасли промышленности - электроника, нефтехимия, совре­менная связь, воздвигались электростанции и т.п. Сколь значителен вклад иностранных инвестиций в экономику КНР видно из следующих данных. В 1979-1998 гг. среднегодовой вклад в экономический рост составлял 14,5%, в отдельные годы эта доля поднималась до 30%, а в 1990, 1994, 1997 гг., соответ­ственно, составляла 55,6, 40,7 и 38,4%. Высок был вклад предприятий с иностранным капиталом в темпы прироста внешнеторгового оборота. В 1979—1997 гг. он в среднем составлял 14,5%, а в отдельные годы превышал 20%. В 1985, 1990, 1991, 1992, 1994 гг. он, соответственно, равнялся 39,2, 20,2, 27,8, 22,8 и 31,5%. Однако ситуация как с источниками инвестирования, так и его меха­низмом неординарная и нуждается в пояснении (таб8.).

Из таблицы следует, что более 163 млрд., или почти 61% иностранных инвестиций, вложены китаицами-хуацяо, проживающими на территории КНР, в Сянгане, Аомыне и на Тайване. Если сюда еще добавить инвестиции из Сингапура и Малайзии, откуда главными инвесторами являются также китай­цы, то общий объем иностранных инвестиций этнических китайцев поднимется до 176,95 млрд. долл. США, или до 66,2%.

                  И этот итог не является еще оконча­тельным, поскольку не показаны более мелкие вложения китайцев, проживающих в других странах. В данном случае патриотизм, конечно, играет определенную роль, но главным двигателем огромных капиталов в Китай является выгода, экономический интерес, условия, созданные в КНР для притока капитала. Из развитых стран самые большие вложения имеют Япония - 8,2% и США - 8,02%, а включая другие развитые страны - 21,62%.

Характер источников обусловливал качество капитала. Инвестиции, как правило, использовались для образования совместных, кооперативных, местных, а также предприятий полностью на иностранном капитале. В 1997 г. в КНР насчитывалось 42881 предприятие, основанное на иностранном капитале и капитале инвесторов из Сянгана, Аомыня и Тайваня.

Наряду с положитель­ным вкладом их в развитие экономики КНР в экономической  литературе от­мечаются и значительные проблемы. Очень редко иностранные инвесторы вкладывают свой пай в совместные предприятия живыми деньгами, предпочи­тая вносить импортное оборудование, порой завышая его цену и занижая цену китайского оборудования. Причем в большинстве случаев завозят второраз­рядную технику в трудоемкие мелкие и средние предприятия. Бывают случаи импорта морально устаревшего оборудования, что наносит ущерб производст­ву продукции. Техникоемкое и высокотехнологичное оборудование внедряется в производство сравнительно редко. Инвестиции трансмонополий США, Кана­ды и стран Европейского Союза пока невелики.

                        В ближайшее время, в Китае можно ожидать дальнейшего поступательного роста зарубежных инвестиций при сохранении социально-политической стабильности, улучшении инвестиционного климата в стране, предоставлении действующим на его территории совместным предприятиям национального режима, широкого допуска их продукции на внутренний рынок, либерализации валютного регулирования, связанного со свободной куплей-продажей инвалюты. В Китае понимают, что этап фискального стимулирования инвестиций прошел.

                       Проблемы и трудности, сопутствующие Китаю в привлечении иностранного капитала, - неизбежное следствие перехода к новой экономической системе. В настоящее время Китай, отстаивая свои национальные экономические интересы, стал проводить более избирательную политику регулирования притока иностранных капиталовложений как в отраслевом и территориальном аспектах, так и с точки зрения технологического уровня и валютной отдачи. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что если в 1990-х годах привлечение иностранного предпринимательского капитала рассматривалось как вспомогательное звено внешнеэкономической стратегии КНР на ее важнейших направлениях - расширении товарного экспорта и валютных поступлений по неторговым статьям, ввозе передовой технологии, - то уже к началу XXI века иностранный капитал, во многом адаптировавшись к условиям Китая, стал важным долговременным фактором экономического развития страны.


2.2. Политика привлечения ссудного капитала в Китай и его взаимодействие с международными валютными организациями. Проблема внешнего долга.


               Немаловажную роль среди основных форм привлечения иностранных инвестиций в КНР играет ссудный капитал, положивший начало инвестиционному сотрудничеству Китая с зарубежными странами.

   Источники внешних займов - это преимущественно иностранные пра­вительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги и акции, вложенные Китаем за рубежом для изыскивания средств. Китай использует внешние займы главным образом на строительство крупных и средних объек­тов, большинство которых относятся к инфраструктурным отраслям, таким, как энергетика, транспорт и связь. В то же время немало объектов связано с нефтехимической, металлургической и легкой промышленностью, сельским хозяйством, а также с культурой и просвещением и научными исследованиями.

За период с 1979 по 2000 годы Китаем было заключено более 2 тыс. кредитных соглашений на сумму около 300 млрд. долл., из которых использовано более 280 млрд. долл., что составило около 40% общего объема освоенных иностранных инвестиций. Достаточно разнообразна структура займов: наибольшая кредитная масса за эти годы приходится на банковские коммерческие кредиты (33% общего объема освоенного ссудного капитала). Далее идут межправительственные кредиты (26%), на кредиты международных финансовых организаций приходится 18%. Доля экспортных кредитов под государственные гарантии составляет 13%, а стоимости облигационных займов, акций и облигаций за рубежом - 10%1. Приоритетным направлением внешнего заимствования является промышленность, куда направляется свыше половины кредитов, а также транспорт, связь, сельское хозяйство, что в целом соответствует государственной отраслевой политике. Географически ссудный капитал концентрируется в наиболее развитых приморских районах Юго-восточного и Восточного Китая.

    Взвешенная и осторожная политика, проводимая китайским руководством в отношении регулирования внешнего заимствования, обеспечивалась во многом за счет четкого разграничения компетенции ведомств по использованию иностранных кредитов. Так, на Госплан КНР были возложены функции определения общего годового лимита привлекаемых внешних займов и участия в распределении квот по коммерческим банкам. Практическую работу по распределению квот и контроль за их соблюдением осуществляет НБК, который также распоряжается кредитами МВФ и АзБР. Министерству финансов КНР поручено управление кредитами МБРР, а МВТЭС - межправительственными кредитами, а также сотрудничество с ПРООН через подведомственный ему Центр международных экономических и технических обменов. Право самостоятельного привлечения зарубежных займов в рамках установленных квот, при условии погашения за счет собственных ресурсов, имеют специализированные и коммерческие банки. Зарубежные кредиты регистрируются в ГУВК, следящим за выполнением государственной политики использования иностранных займов. Регионам запрещено самостоятельно привлекать внешние займы (на первоначальном этапе такое право имели СЭЗ и некоторые приморские провинции). Начало кредитного сотрудничества КНР с зарубежными странами относится к 1978 г., когда Китай признал необходимость и возможность получения внешней помощи, и Банк Китая приступил к заключению соответствующих соглашений с банковскими учреждениями западных стран. Вступление Китая весной 1980 г. в МВФ и Всемирный Банк укрепило его позиции на мировом рынке ссудных капиталов. С 1986 г. Китай также стал членом АзБР, а с 1984 г. - членом Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария)1. Первый опыт КНР в области привлечения ссудных капиталов оказался не слишком успешным. В 1978-1979 гг. Китай поспешно заключил крупные контракты на импорт комплектного оборудования без конкретной увязки с реальными потребностями и возможностями национальной экономики, что дало толчок искусственному форсированию внешнего заимствования. Эффективное использование иностранных кредитов затруднялось крайней технологической отсталостью, неразвитостью инфраструктуры, нехваткой сырья, энергии, дефицитом квалифицированных кадров, освоение новейшего импортного оборудования столкнулось с непропорционально высокими валютными затратами. Ситуация усугублялась тем, что подавляющая часть займов приходилась на несвязанные, но дорогие краткосрочные банковские коммерческие кредиты, предоставляемые по плавающей процентной ставке (около 15-18% годовых) на срок от полугода до пяти лет, а также на экспортные кредиты под государственные гарантии (5-10 лет из расчета около 7% годовых)2. Широкое использование экспортных кредитов сдерживалось их связанным характером: импорт ограничивался поставками товаров страны-кредитора по строго определенной номенклатуре.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.