Рефераты. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР

                                                             Заключение

 Итак, подведем общий итог и сделаем вывод после рассмотрения вопроса о роли иностранных инвестиций в развитии экономики КНР. Зарубежный капитал, как мы убедились, сыграл важную роль в становлении и эволюции современной экономики Китая. Политика привлечения и задействования иностранных финансовых потоков, на которую делали ставку руководители Китая, оправдала все надежды и даже превысила прогнозируемый ранее результат. Рациональное комбинирование открытости экономического сектора и государственного контроля создало оптимальные условия для оздоровления производства, наращиванию потенциала и созданию новейших отраслей современной экономики.

Конечно,  время, когда иноинвестиции текли в Китай рекой, уже прошло. На первых порах инвесторам  предоставлялись всевозможные льготы, ибо экономика Китая остро нуждалась даже не столько в “инъекции” капиталом, сколько в полном “курсе лечения”. Капитал был допущен во многие сектора хозяйства страны, за исключением тех, которые отвечают за национальную безопасность государства. Сейчас же соответствующие органы разрабатывают концепции методов селективного подхода допуска инвесторов. Хотя Китай и заинтересован во все большем своем вовлечении в мировое хозяйство, он опасается впасть в зависимость от стабильности и колебаний внешних рынков. Оптимальность модели экономики Китая для региона доказана ее устойчивостью от воздействий финансового кризиса, охватившего Юго-Восточную Азию в 1997-1998 годах. И тем не менее,  китайские экономисты связывают с иностранным капиталом большие надежды относительно развития экономики своей родины. И в этом можно убедиться, ознакомившись со статистическими прогнозами финансистов КНР, где указаны примерные объемы будущих вложений и отрасли, где они будут размещены. И среди отраслей экономики, куда предположительно в основном будет направляться капитал из-за рубежа, преобладают те, где  было бы необходимо применение новейших технологий.  Иностранцы уже сейчас охотно вкладывают огромные средства не только в производство, но и  в телекоммуникационные и инфраструктурные отрасли. Таким образом, по статистике 1995 г, Китай занимает второе место в мире по привлечению прямых зарубежных инвестиций. С начала 80-х гг. цен­тральное и местные правительства Китая предприняли все возможные меры для привлечения материальных и людских ресурсов на строительство аэро­портов, автотрасс, систем связи, электростанций, объектов водоснабжения, что обеспечивает благоприятные условия для создания в Китае предприятий с иностранным капиталом, вместе с тем Китай проявляет гибкость в привле­чении зарубежных инвестиций  Экономические процессы в самой многонаселенной стране планеты - Китайской Народной Республике - закономерно привлекают пристальное внимание международного сообщества. 

Беспрецедентная динамика роста валового внутреннего продукта, продемонстрированная Китаем в последнее двадцатилетие, завоевание мирового лидерства по производству зерна, мяса, угля, стали, цемента, телевизоров оказались возможны благодаря политике модернизации и реформ, провозглашенной Дэн Сяопином и его сторонниками и претворяемой в жизнь китайским народом.
                   Одним из важнейших составных элементов этой политики стало поступательное, последовательное открытие страны внешнему миру. Внимательно изучая и творчески применяя международный опыт создания специальных экономических зон, привлечения иностранного капитала, облагораживания структуры экспорта, Китай, стартовав с 32-го места в дореформенном 1978 г., сумел за годы реформ в 15 раз увеличить объем внешней торговли - с 20,6 до 325 млрд. долл. - и в 1998 г. вошел в десятку ведущих торговых держав мира.35 Впечатляют и достижения Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций - по их ежегодному объему КНР в 1990-е годы устойчиво занимала второе место в мире вслед за США, а доля этих инвестиций в совокупных вложениях средств в основные фонды в стране составляет ныне 15%.
Постепенное наращивание масштабов и глубины взаимодействия Китая с мировой экономикой привело ко все большему вовлечению страны в геоэкономические процессы глобализации и регионализации. В данном контексте представляют особый интерес перипетии переговоров о вступлении КНР во Всемирную торговую организацию, ее деятельность в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", весьма поучительные для России.
                   Разумеется, было бы неверно рассматривать развитие внешнеэкономического комплекса Китая на протяжении двух последних десятилетий как исключительно "историю успеха". Реальная ситуация не дает оснований для столь односторонней оценки, ведь даже самые бесспорные достижения подчас имели и негативную сторону. Так, создание на территории страны двухсот тысяч предприятий с иностранными инвестициями сопровождалось фактической уступкой иностранным производителям части внутреннего рынка Китая. В ближайшие годы ожидается снижение притока зарубежных инвестиций в КНР, поскольку до 85% их объема шло из азиатских стран и территорий, в той или иной степени затронутых финансовым кризисом. Наконец, в самом Китае отчетливо осознают свои слабые стороны: по состоянию на 1998 г. КНР по уровню конкурентоспособности заняла только 36-е место из 49 обследованных стран. При этом наибольшую конкурентоспособность на мировом рынке имеют, как правило, трудоемкие производства с относительно низкой добавленной стоимостью, а в экспорте технически сложных и капиталоемких изделий с высокой добавленной стоимостью китайская продукция пока значительно менее конкурентоспособна.
                   Именно задача усиления конкурентоспособности на мировых рынках товаров, капиталов, услуг ныне выдвигается, судя по всему, на центральное место во внешнеэкономической политике Китая. Можно ожидать, что уже в ближайшей перспективе ставшее поговоркой выражение "Развитие Китая неотделимо от мира, равно как и мировое развитие не обойдется без Китая" обогатится новыми сюжетами, деталями и нюансами.

 

                          Список использованной литературы:

 

1.     Авдокушин Е. Теоретические основы экономической реформы в КНР. М.,1991.

2.     Карлусов В. Частное предпринимательство в Китае. М., 1996.

3.   Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 1995-1996 гг. М., 1997.

4.   Манежев С.А. ”Иностранный капитал в экономике КНР” М. 1990.

5.      Михеев В. Китай в свете тенденции глобализации и азиатского регионализма. 

      Восток.Журнал. М. 1999. №2

6.      "Мировая экономика. Экономика зарубежных стран", под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.П.

      Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой, Москва, 2000.

7.   МэиМО, журнал, 1998, №8.

8.   Наумов И.Н. “Экономика КНР- транспорт, торговля, финансы”  М.1979.

9.      Наумов И. Глобализация и регионализация и экономика КНР. Проблемы Дальнего

      Востока. Журнал. М. 1999. № 7

10. Новоселова Л.В. “Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР”. М. 1996.

11. Пащенко Е.Г. "Экономическая реформа в КНР и гражданское право", Москва, 2000.

12. Пивоварова Э. Строительство социализма со спецификой Китая, Поиск пути. М., 1992.
13. Потапов М.А. "Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия", 1998.

14. Потапов М. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы. Проблемы

      Дальнего Востока. Журнал. М. 2000. №5

15. Потяков В. Китай на пути в мировое сообщество. Проблемы Дальнего Востока. Журнал.

      М. 1999. № 4.

16. Салицкий А.И Китай и мировое сообщество. Проблемы Дальнего Востока. Журнал. М.

      2000. №3

17. Салицкий А.И. КНР: мирохозяйская стратегия, политика, практика.Восток.Журнал. М.

      1999. № 5

18. Гоцзи цзинмао сяоси, 2.05.1997. Журнал на кит.яз.

19. Чжан Чжаоюй. Экономическая политика открытости и внешнеэкономическая

       деятельность КНР. Восток.Журнал. М. 1998. №4

20. Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в  КНР.

      Основные знания)/Под ред. Ли Ааньцта. Пекин, 1995, с.287.

21. Чжунго тунцзи чжайяо за 1986-2000 гг. (Краткий статистический  

      справочник Китая). Пекин, 1986-2000.

22.  Beijing Review, 1983, No 15, р.7.

23.  China engagement, World Bank, 1998. P. 63-64. (на англ.яз.).

24.“ China*s foreign trade and economic cooperation: carrying forward the past and open a new chapter for the future”. Pekin. 2001.

25. China Daily, 30.07.1986.

26. China Daily, 11.07.1996; Гоцзи цзинмао сяоси, 27.06.1996, 1.07.1997

27. China's Economic Dilemmas in the 1990s: The Problems of Reforms, Modernization and

        Interdependence. Volume2. Wash., 1991, p.800-803.

28. China Daily. Business Weekly, 2.02.1997.

29. Fan Gang.” Jinjiuhua zhongde bu pingdeng wenti”.Xinhua.1997. (“Проблема неравенства в

      процессе  глобализации” на кит.яз.)

30. “ Lai Hua tuozi zhengci jian da.” Beijing. 2001. (“Целевое использование инвестиций в

      Китае.”, (на кит.яз).

 




 

 







                                 


[1] В целом на 1991-95 гг. приходится почти 90% общего количества созданных совместных предприятий и 80% объема их иностранного капитала (South China Morning Post, 11.02.1996).

1    При этом следует иметь в виду, что объемы фактически освоенных капиталовложений несколько завышены китайской статистикой, главным образом вследствие т.н. квазииностранных инвестиций, когда китайские предприятия в целях получения налоговых и прочих льгот создают за рубежом (преимущественно в Гонконге, вывозя как легально, так и нелегально денежный капитал) дочерние предприятия, которые затем основывают "совместные " предприятия со своей материнской компанией. Доля такого "иностранного" капитала, по оценкам

американских специалистов, доходит до 25%. официального общего объема привлекаемых в КНР инвестиций (China Quarterly, 1995, Nol44, p.1067.) Не совсем ясно также, входит ли реинвестируемая прибыль и исключаются ли репатриируемые доходы из объемов инвестиций, как это делается в международной практике. Что касается согласованных инвестиций по соглашениям, то они еще меньше отражают реальную картину: освоенные инвестиции гораздо меньше согласованных, однако последние являются хорошим

2  К примеру, в сфере розничной торговли в 11 крупных городах разрешено создание совместных с иностранным капиталом супермаркетов и магазинов (в Пекине – японский "Яохань", германский "Люфтханза-Юи", американские "Бенетон"и "Баскин- Роббинс"), которым, однако, разрешено импортировать товары в размере не более, чем 30% от объема продаж. Согласно индивидуальному плану действий в рамках АТЭС Китай обязался в ближайшие 20 лет расширить доступ иностранных банков в финансовую и денежную сферу, либерализовать страховой и фондовый рынок, а также розничную и оптовую торговлю.

1 ­­­­­­­ Подсчитано по: Чжунго тунцзи чжайяо за 1986-2000 гг. (Краткий справочник Китая). Пекин, 1986-2000

1  Принятие НБК в БМР состоялось в сентябре 1996 г. (с 1984 г. центральный банк Китая имел деловые отношения с БМР и участвовал в качестве гостя в годовых собраниях банка)

2 Beijing Review, 1983, No 15, р.7.

3 China Daily, 30.07.1986.

1 Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990, с.105-107.

1 China Daily, 11.07.1996; Гоцзи цзинмао сяоси, 27.06.1996, 1.07.1997

2 China Daily, 6.07.1995.

3 Ibid, 27.10.1995.

[3] China's Economic Dilemmas in the 1990s: The Problems of Reforms, Modernization and Interdependence. Volume2. Wash., 1991, p.800-803.

[4] China Daily, 20.06.1994.

[5] China Daily. Business Weekly, 17.12.1995.

[6] Гоцзи цзинмао сяоси, 2.05.1997.

[7] Излишние инвалютные запасы, однако, оказывают и негативное влияние на экономику, заключающееся в усилении инфляционного давления, поскольку по действующему механизму валютного регулирования ЦБК скупает излишки валюты, что вызывает рост денежной массы и необходимость проведения жесткой кредитной политики. Размеры валютных запасов, превышая оптимальный для экономики уровень, создают потенциальную возможность ревальвации юаня, обменный курс которого поддерживается государством. В свою очередь, труднодоступность и дороговизна кредита осложняет работу предприятий негосударственных укладов. Государство тем самым препятствует удешевлению импорта, сдерживает его рост, обеспечивая скрытую поддержку национальных производителей-экспортеров (госпредприятий и внешнеторговым объединений).



[8] На них приходится до 80% зарубежных, преимущественно гонконгских, инвестиций в СЭЗ.

[9] Отличительной особенностью развития СЭЗ явилось достаточно равномерное использование различных источников капиталовложений. Так, за 1980-е годы прямые государственные ассигнования в Шэньчжэне составили 1,6% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 11,1%, накопления самой зоны - 40,4%, внутренние кредиты - 19,3%, иностранные капиталовложения - 21,0%. См.: Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР. М., 1990, с.167-169).

[10] И 1989-1990 гг. Шэньчжэнь отчислял Центру 20% валютного дохода, с 1991 г. ему вновь разрешено оставлять себе 100%.

[11] Потапов М.А. Указ.соч., с. 78-86

[12] Так, в 1979-84 гг. государственные капиталовложения в Шэньчжэне составили 1,6 млрд.ю. против 1,1 млрд.ю. иностранных инвестиций (Beijing Review, 1991, No 14, р.19).

[13] Проблемы Дальнего Востока, 1986, № 1, с.44.

[14] Наиболее развитой СЭЗ Шэньчжэнь, например, только к 1987 г. удалось добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса.

[15] Подробнее о хозяйственном механизме и инвестиционном режиме этих районов см.: Потапов М. А. Указ.соч., с. 92-97; Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в КНР. Основные знания) /Под ред. Ли Ааньцина. Пекин, 1995, с.268-330.

[16] China Daily. Business Weekly, 30.01.1997.

[17] Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в КНР. Основные знания)/Под ред. Ли Ааньцта. Пекин, 1995, с.287.

[18] Подробно о хозяйственном механизме зоны Пудун см.: Потапов М.А. Указ.соч., с. 98-105.

[19] Стоит отметить, что планы создания за счет средств центрального бюджета специального фонда развития района Пудун вызывают раздражение со стороны СЭЗ, развивавшихся до сих пор без централизованного бюджетного финансирования, а также внутренних районов, претендующих на средства госбюджета для развития своей инфраструктуры.

[20] Гоцзи шанбао, 13.01.1996

[21] М.А. Потапов "Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия", Москва, 1998.

[22] по материалам выступления Владимира Портякова – заместителя директора  Института Дальнего Востока РАН.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.